На этой неделе народный артист РК Михаил Бурдин вернулся в Сыктывкар из длительной командировки в Москву.
Михаил Николаевич сейчас преподает в Театральном институте имени Бориса Щукина при Государственном Академическом театре имени Вахтангова. Мы попросили его рассказать о том, что и кому он преподает в знаменитой «Щуке».
Таланты из глубинки
Второй год в столичной «Щукинке» учатся двенадцать ребят из Коми. Зачислили их в кузницу театральных талантов России по просьбе худрука Национального музыкально-драматического театра Светланы Горчаковой.
Более года она следила за актерами из глубинки, некоторые из которых сотрудничали с театром, исполняя вторые роли, и параллельно получали навыки пения и игры на народных инструментах. Светлана Горчакова отбирала этих будущих «звезд» в поездках и гастролях по районам республики, беседуя с педагогами сельских школ и самостоятельно «вербуя» талантливых сельских ребят.
Зимой 2013 года тогдашний министр культуры республики Артур Рудольф провел переговоры с ректором института имени Бориса Щукина о выделении бюджетных мест специально для республики. К процессу подключился и Минобраз России. В результате члены приемной комиссии — проректор Мария Оссовская, руководитель курса Владимир Сажин и доценты Елизавета Исаева и Валерия Маркина – приехали в Сыктывкар, чтобы лично принять экзамены у будущих студентов.
К тому времени в самом театре уже «отфильтровали» претендентов. Педагоги института отбирали себе студентов из 15-ти «отфильтрованных». Десять из них получили право обучаться в «Щуке» бесплатно. Они сдавали творческий экзамен, состоящий из четырех этапов.
Вместе со студентами в московский институт пригласили преподавать и Михаила Бурдина. В прошлом году его курсы по традиционным национальным музыкальным инструментам и вокалу посещали не только коми студенты, но и весь курс столичных студентов.
— Чему вы учите студентов — традиционному исполнению или новому фолк-жанру? — спрашиваю Михаила Николаевича.
— Если есть в музыке энергетика, будущим артистам это интересно, в каком бы стиле ни звучало, — рассказывает М. Бурдин. — Мне есть чему научить ребят. К сожалению, в отличие от прошлого, в этом году я занимаюсь только с коми студентами. У других ребят с их курса в это время «окно». Но они не уходят и весь урок стоят около нашей аудитории, заглядывая в приоткрытую дверь. Интересуются, когда я продолжу занятия и с ними. Я надеюсь, что это произойдет.
Кстати, среди «не его» студентов есть одна очень настойчивая особа. Она сама москвичка, татарка по национальности, ее зовут Рената. Девушка не пропускает ни одного мастер-класса Михаила Бурдина. Рената учится играть на коми народных инструментах. Выбрала для себя чипсан и п\лян и самостоятельно учит коми язык.
«Я не дрессировщик»
В октябре этого года театральный институт отметил 100-летний юбилей. На праздничном концерте коми группа показала номер «Пармаса шыяс» («Звуки пармы»), где участвовала и Рената. Она также задействована в эпическом спектакле «Биармия».
— Наша традиционная культура, оказывается, интересна всем людям, и мне приятно знакомить с ней юных артистов, — говорит Михаил Бурдин. — У моих студентов уже есть свой репертуар — музыкальное театрализованное произведение на 25 минут.
— Михаил Николаевич, у вас в Центре коми культуры проходят импровизированные уроки для сыктывкарских школьников. Но ведь преподавать в институте — это совсем другое.
— Станиславский говорил: «Актерское мастерство — это дрессура». Но я не дрессировщик. У меня со студентами всегда возникает диалог. Моя цель – помочь им самим раскрыть талант. С первых занятий я узнаю, кто и на каких музыкальных инструментах уже играет. К примеру, Семен Горчаков – скрипач. И потому я даю ему сигудэк. Флейтистам, саксофонистам достаются п\лян, буксан, чипсан…
— Инструменты все ваши?
— Что-то мое, что-то беру в Национальном музыкально-драматическом театре. В марте вновь поеду к ним преподавать и тогда отвезу им новые инструменты.
— К преподавателям студенты часто приклеивают клички. У вас в «Щуке» что-то подобное есть?
— В Коми многие считают, что сценический имидж у Бурдина – шаман. Некоторые даже называют меня заслуженным шаманом республики. Я не обижаюсь, хотя образ шамана — это, конечно, определенный архаический примитив. Ведь я музыкант, композитор, певец. Знаю, что студенты на занятиях по сценическому мастерству уже имитировали этот мой образ шамана. И не исключаю, что за глаза они меня именно так и называют.
Екатерина МАКАРОВА.