Жители зареченского поселка Ыджыдъяг, что в Удорском районе, из-за отсутствия пешеходного понтонного моста этим летом вынуждены преодолевать Мезень экстремальным способом – вброд.
Впервые за более чем 50 лет «понтонка» не соединила берега некогда процветающего рабочего поселка с Косланом. По мнению районных чиновников, причина тому – мелководье. А вот депутат районного Совета Николай Полторанин иного мнения.
– 60 тысяч рублей для установки понтонного моста были заложены в районный бюджет, но своевременно переправу не установили. После половодья было время, когда уровень воды был достаточен. Но сроки прошли, вода в реке Мезень упала, и все понтоны оказались на песке, – рассказал «Трибуне» Николай Иванович. – Конкурс по определению подрядчика на установку моста прошел поздно – только в середине июня.
– Понтонный мост через Мезень имеет свою историю, – продолжает депутат. – Он стал известен благодаря фильму «Овсянки» режиссера Алексея Федорченко. (Фильм получил приз на Венецианском фестивале). Но сегодня достопримечательность района стала его проблемой.
В Ыджыдъяге постоянно проживают 53 семьи, около 200 жителей. А в райцентре, по сути, в шаговой доступности, – больница, почта, аптека, магазины, родственники, работа и многое другое. Есть объездная дорога, но лесовозы ее так разбили, что местами легковые машины не проедут.
Чиновники рапортуют, что по расписанию три раза в день жителей через реку перевозит лодка. Но стоимость в одну сторону составляет 25 рублей. Платным перевозом пользуются не более десяти человек в день. Им приходится подстраиваться под график перевозчика. Многие жители, пока жаркая погода позволяла, вынуждены были, рискуя жизнью, реку переходить вброд, по пояс в воде.
«Отрезанные»
Николай Полторанин поднял проблему жителей Ыджыдъяг на недавней сессии. Народный избранник задавался резонным вопросом: почему торги по установке понтонного моста были проведены так поздно? В ответ руководитель района Николай Жилин сетовал, что, мол, изменилось русло реки, намыло песок, и мост невозможно было отбуксировать. Мост встал на мели, поэтому на его установку потребуется 300 тысяч рублей. Тут же другой депутат предложил многострадальный мост перенести на реку Вашка, где он соединит пять населенных пунктов. Но Полторанин добавил, что в таком случае нужно обращаться за помощью в региональное правительство для установки нового моста между поселком Ыджыдъяг и Косланом либо найти деньги и отремонтировать остальные неисправные секции имеющегося. Ыджыдъягцам нужен безопасный мост!
Глава поселения Кослан Александр Кочев считает: у жителей есть альтернатива – ездить в объезд или же переправляться на лодке.
– А вот проблема с установкой моста возникает почти каждый год в последнее время, – уточняет Кочев. – Река меняет русло, выходят отмели, поэтому каждую навигацию необходимо переставлять мост, искать более удобные места. Установка и эксплуатация моста зависят от уровня воды. В этом году мост не удалось установить. Река почти полностью пересохла. Подрядчику с трудом удалось столкнуть мост от берега лишь на 30 метров, при этом угробив свою технику. В прошлом году, наоборот, большая вода «оторвала» мост от берега. Были времена, когда сельчан перевозили бесплатно, но для нынешнего бюджета это накладно…
Без моста жизнь не та
Отметим, видавший виды чудо-мост остался в наследство еще от советских времен. На капитальный ремонт пяти секций моста в 2014 году были выделены 500 тысяч рублей. Еще 100 тысяч даны на установку, снятие и обслуживание. Такая же сумма была выделена на капремонт и содержание мостового сооружения в прошлом году. На выделенные деньги (более миллиона рублей) за два года были отремонтированы лишь 11 пролетов.
Ходить по мосту (если даже его установят) опасно. Секции разной высоты и с огромными дырами. Но без него еще хуже. Причем, то, как он будет функционировать дальше — большой вопрос. Ведь Северодвинская инспекция рыбоохраны с прошлого года разрешила установку моста лишь с середины июля, и такой режим установки будет действовать ежегодно в течение 20 лет. Причина одна: до середины июля на реке Мезень идет нерест рыбы.
Наталья Колодинова.