У маленького прилузского села Черныш есть свои официальные флаг и герб, утвержденные в Геральдическом регистре РФ. Центральный элемент на них — трехствольная флейта. По коми — чипсан.
Считается, что флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, изобретенных человеком. Но сегодня, в век электронной музыки и цифровых гаджетов, не так уж много осталось мест на планете, где флейта звучит и в обыденной жизни, и на сельских торжествах.
Благодаря чипсанистке Екатерине Сердитовой Черныш по-прежнему остается одним из таких мест. А потому и центральный элемент местного герба и флага — чипсан — живой элемент, а не просто метафора.
Лесоруб и колхозница
Выросла Екатерина в рабочей семье. Отец трудился на лесозаготовках, мать – в колхозе. Лесоруб и колхозница были людьми исключительно музыкальными. Отец Кати считался первым гармонистом в селе, мама замечательно пела и играла на чипсанах. Маленькая Катя, как маленький Моцарт, выросла в атмосфере народной музыки.
Однако строгий отец никому не разрешал брать его гармонь. Однажды, когда его не было дома, Катя тайком взяла гармонь и неожиданно для себя заиграла…
Генсек Никита их заметил
Чипсан, как уже было сказано, фирменный знак прилузского села. На протяжении веков местные жители сохраняют и передают по наследству мастерство изготовления коми флейт.
В пятидесятые годы прошлого века любители игры на чипсанах в Черныше объединились в ансамбль, который быстро набрал популярность. «Чернышские чипсанистки» не раз выступали в Москве. Их музыка звучала даже в Концертном зале имени П.И. Чайковского.
Мать Екатерины Сердитовой была участницей первого, уже легендарного состава «чипсанисток». Она часто рассказывала дочери о том, как во время поездки в Москву в составе сводного оркестра республики лицезрела Никиту Хрущева.
Перед началом одного из концертов артисты из Коми стояли у входа в концертный зал, и вдруг перед ними появился знакомый по газетным снимкам лысый мужичок.
Неискушенные в протокольных нюансах барышни в нарядах из самотканой пестряди кинулись приветствовать Никиту Сергеевича. Проворных женщин не смогли остановить даже личные охранники генсека.
Но когда чипсанистки добрались до советского небожителя, случился конфуз — большинство не могли свободно общаться по-русски и лишь повторяли: «Никита Сергеевич! Из Коми, из Коми!» Рулевой партии в ответ одобряюще улыбался и махал рукой.
С «черного хода»
— В жизни у меня многое выходит шиворот-навыворот, — рассказала «Трибуне» Екатерина Сердитова. — Люди после школы учатся, делают карьеру. Я же сразу выскочила замуж, родила детей, а уже потом вместе со взрослой дочерью поступила в колледж культуры. Теперь я специалист по социально-культурной деятельности и народному творчеству.
В сельскую культуру Екатерина пришла с «черного хода». После рождения детей она не работала, семью обеспечивал муж, которому не слишком нравилось увлечение супруги клубной работой. Поэтому женщина тайно помогала клубным работникам готовить концерты, организовывать праздники. Денег за это она не получала — все держалось на энтузиазме и любви к музыке.
Но однажды Екатерину вызвали в сельсовет и буквально силой устроили на работу: хватит оставаться в тени! Против сельской и районной власти и муж не устоял.
Вскоре Сердитова стала руководителем ансамбля «Чернышские чипсанистки». Поскольку в народном коллективе не было мастера по изготовлению флейт, ей пришлось освоить и эту профессию.
Секреты изготовления чипсанов Екатерина Александровна узнала у старейшей участницы коллектива Христины Лаврентьевны Костылевой.
— Она вырезала чипсаны из трубчатых растений обычным ножом для хлеба. А мой инструмент — канцелярский нож, он тоньше и острее. Кажется, ничего сложного нет. Но чтобы создать настоящую флейту, мелодия которой будет трогать за душу, нужно обладать абсолютным слухом и знать, где растут самые мелодичные травы. От Христины Лаврентьевны я узнала, что «певучий» дудник произрастает на лесных лугах по реке Седке, — рассказывает Екатерина Александровна.
Лай, ласточка, лай!
Тем, кто не слишком высоко оценивает игру на чипсанах, Екатерина Александровна всегда готова преподать урок. Она обязательно попросит такого человека выдуть из флейты хотя бы несколько нот. Но почти никому не удается сделать это с первого раза.
— Играя на этой флейте без привычки, можно и сознание потерять, — уверяет чернышская чипсанистка. — У флейтиста «дыхалка» должна быть как у хорошего бегуна. Обучая игре на флейте, многие педагоги заставляют студентов дышать, как собака. А чтобы научиться такому дыханию, будущего флейтиста заставляют подолгу… гавкать.
— И ваши ученики на уроках гавкают? — спрашиваю ее.
— Конечно, как меня учили, так и я учу.
«Топорная наука»
Удивительно, но в руках этой женщины «играют» не только травы и баян, но и плотницкие инструменты. Екатерина рано вышла замуж, но рано и овдовела — в 29 лет. Ей пришлось самостоятельно поднимать детей, содержать большой сельский дом.
А потому женщина с флейтой владеет всеми мужскими инструментами — топором, рубанком, пилой. Иногда она целые дни проводит с молотком или рубанком в руках, чинит ограду, ремонтирует крышу, электропроводку…
— Нужда заставит – и топорную науку выучишь, — говорит она. — Баню от основания до крыши я сама подняла!
Екатерина МАКАРОВА.