Северный морской путь (СМП) может стать новым Суэцким каналом. Эту тему уже вовсю обсуждают западные политики и бизнесмены. Благодаря активному таянию арктических льдов отправлять грузы из Азии в Европу будет гораздо выгодней по СМП, нежели через южные моря.
Подальше от пиратов
Раньше навигация в Арктике составляла всего два летних месяца, а нынче может длиться с июня по октябрь. И время в пути по арктической трассе почти на две недели меньше, чем по южной — около 20 дней. Кроме того, здесь нет пиратов, которые досаждают морякам в горловине Красного моря, и «очереди» из судов на входе в Суэцкий канал.
Главным недостатком СМП остается малозаселенность территории и крайне слабое развитие инфраструктуры. Этот фактор, к слову, почти не меняется с 1912 года, когда молодой офицер Георгий Брусилов впервые решил пройти Северный морской путь под русским флагом на шхуне «Святая Анна». Экспедиция Брусилова, как известно, не увенчалась успехом. Корабль был затерт ледяными торосами близ острова Земля Франца Иосифа. (События эти легли потом в основу романа Валентина Катаева «Два капитана».)
Но суровые северные края продолжали манить сильных духом. Спустя два года, в 1914-м, пилот Яков Нагурский совершил полет на Новую Землю на самолете «MorisFarman», и этот год теперь принято считать годом рождения полярной авиации. Подвиг Нагурского открыл «воздушную дорогу» таким пилотам, как Михаил Водопьянов, Михаил Бабушкин, Фабио Фарих, чьи имена составляют золотой фонд русской авиации.
Во многих городах России установлены памятники полярным летчикам, их именами названы улицы, в том числе и в Коми. Но сегодня многие уже забыли, какие именно подвиги совершили полярники. Давайте вспомним об этих легендарных людях.
Депутат от Коми
Участник Первой мировой и Гражданской войн Михаил Бабушкин начал свою службу в Арктике в 1923 году как летчик гражданской авиации. В
1928-м он принимал участие в поисках экспедиции Нобиле, в 1933-м — в экспедиции на пароходе «Челюскин», в 1935-м — в экспедиции на ледоколе «Садко». 21 мая 1937 г. впервые в мире была совершена посадка самолета на Северный полюс. Командиром самолета-гиганта АНТ-6 был Герой Советского Союза Михаил Водопьянов, Бабушкин — вторым пилотом. Они доставили на лед оборудование и участников экспедиции дрейфующей станции «Северный Полюс-1». Водопьянов тогда, кстати, впервые в мире посадил самолет, применив тормозной парашют. За что был награжден орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время еще не существовало).
Осенью 1937-го проходили выборы в Верховный Совет СССР. Михаилу Бабушкину предложили баллотироваться от Сыктывкарского избирательного округа. 18 ноября, находясь на самом северном острове Земля Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане, Бабушкин отправил радиограмму о своем согласии. Правда, побыть депутатом ему довелось недолго. 18 мая 1938 г. он погиб в авиакатастрофе. Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 упал при взлете с военного аэродрома на острове Ягодник в русле Северной Двины близ Архангельска. В республике, делегировавшей его в высший законодательный орган страны, он так и не успел побывать.
В 1940 году одну из улиц Сыктывкара переименовали в улицу Бабушкина и установили на ней бронзовый бюст пилота. Тогда же в газете «За новый Север» была напечатана телеграмма, направленная в Коми АССР супругой Михаила Бабушкина. Она благодарила сыктывкарцев за «память о дорогом Михаиле Сергеевиче».
Изначально памятник располагался на пересечении нынешних улиц Бабушкина и Кирова, у входа в парк. В 1972-м бюст перенесли в сквер у кинотеатра «Родина», где он находится и по сей день.
Трасса героев
Михаил Водопьянов, будучи обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец», участвовал в гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля.
С 1925 года вся его жизнь связана с авиацией. Водопьянов работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Транс-авиация» в Хабаровске. 9 января 1930 года на самолете «СССР-127» проложил воздушный маршрут (1130 км): Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев».
Зимой 1933 г. во время испытательного перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский его самолет разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (только на голову ему наложили тогда 36 швов). Конечно, его хотели комиссовать. Но спустя год, после долгой осады правительственной комиссии, Михаил Васильевич добился, чтобы его включили в отряд по спасению «челюскинцев». Из Анадыря Водопьянов трижды летал к терпящим бедствие и вывез десять человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении «челюскинцев», 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Во время Великой Отечественной войны Водопьянов был командиром дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941-го лично участвовал в налете на Берлин. Его самолет Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта отважный летчик добрался до наших позиций, но «за большие потери» был смещен с должности командира дивизии. В дальнейшем продолжал боевые вылеты как рядовой летчик.
В 1948-1950 гг. участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения). Жил в Москве, писал повести и мемуары. Умер 11 августа1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Именем Водопьянова названы пароход в Амурском речном пароходстве, школы и улицы в различных городах России (в том числе в Сыктывкаре), первый самолет Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот».
Из «отряда самоубийц»
Фабио Фарих родился в Петербурге в семье интеллигентов. Отец — из прибалтийских немцев, мать — англичанка. Как и сотни молодых людей тех лет, увидев первые хрупкие аэропланы, он «заболел небом». Поступил учиться на механика, а в скором времени уже летел на пассажирском «Юнкерсе» в Ташкент. Пять лет он отработал на среднеазиатских воздушных трассах, а в 1928 году перевелся на Север. Работал в отряде особого назначения Глав-севморпути. Участвовал в многочисленных арктических перелетах.
В 1931 году вместе с Водопьяновым они были пилотами знаменитого «отряда самоубийц» газеты «Правда». В любую погоду должны были доставить газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Через год, в феврале 1932 г., летчик-испытатель Фарих открыл на самолете К-5 воздушную трассу Москва — Архангельск — Усть-Цильма. Летали тогда без аэродромов, карт и навигационного обеспечения – на свой страх и риск.
В феврале 1934 года опытный полярный ас получил задание с группой военных летчиков отправиться на спасение парохода «Челюскин». Но не полетел, потому что имел неосторожность поспорить с амбициозным командиром эскадрильи Николаем Каманиным. В отместку тот отобрал у Фариха самолет и вероятную возможность стать одним из первых Героев Советского Союза.
Звездным часом Фариха стал трансарктический перелет Москва — Уэлен — Москва — это 24 тыс. км, 145 летных часов и 47 рискованных посадок в зимних условиях, во время полярной ночи, без ориентиров и связи! Фабио Брунович доказал свой высочайший уровень и был награжден орденом Ленина. В Америке его самолет встречали и чествовали как много позже первых американских астронавтов. Известно, что одно время местные бизнесмены, подсуетившись, выпускали папиросы «Фарих», имевшие большую популярность у брутальных янки.
Во время Великой Отечественной войны подполковник Фабио Фарих совершил восемнадцать боевых вылетов в глубокий тыл немецкой армии, испытывал новые типы самолетов. По воспоминаниям современников, полеты Фариха завораживали своей красотой и бесстрашием — у самой земли он показывал каскад фигур высшего пилотажа.
В послевоенные годы Фабио Фарих продолжил работу на воздушных трассах Арктики. Летал над знакомыми уже просторами Большеземельской тундры в Ненецком округе, перевозил почту, грузы, пассажиров. (В НАО до сих пор есть рыболовецкий участок — деревня Фариха). И вдруг 1 июля 1948 года он был арестован (по надуманным обвинениям) как враг народа. Фариха осудили на 25 лет исправительно-трудовых лагерей, восемь из которых он отбыл. В 1956-м его освободили, полностью реабилитировав и восстановив на летной работе. Но через год списали по состоянию здоровья. Старый пилот умер в Москве в июне 1985-го в возрасте 89 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В географических названиях Коми края его имя, к сожалению, никак не увековечено.
P.S. Летчики, работающие в северных условиях, и сегодня считаются элитой авиации. Романтиков среди них нынче немного, в том числе потому, что «видимость перспектив равна нулю» — так поется в одной из их песен. Впрочем, это тема отдельного разговора. Арктика по-прежнему манит…
Лиля ВОВК.