Надо отдать должное МУП «Спецавтодор»: дороги в Ухте нынешней зимой чистятся заметно лучше. А вот проезды в жилых кварталах и во дворах по-прежнему — отвратительно.
Дело в том, что муниципалитет считает проезды собственностью граждан. По мнению чиновников, за уборку и вывоз снега зимой отвечают управляющие организации, а оплачивать их работу должны собственники. В официальном ответе жильцам домов №№ 3 и 5 по улице 30 лет Октября, которые пожаловались на плохое состояние проезда, первый вице-мэр Ухты Петр Артемьев сообщил:
«Содержание прилегающей территории для обеспечения нормальной эксплуатации многоквартирного дома и безопасного проживания граждан – обязанность управляющих организаций». Какое отношение к этому имеет содержание проездов, выудить из ответа не удалось. Как, впрочем, невозможно понять, на каком основании долгие годы в Ухте с помощью «управляшек» пытаются переложить проблему с больной головы на здоровую, под разными предлогами заставляя граждан выкладывать деньги за асфальтирование проездов, за их очистку от снега, а затем и за его вывоз.
Что гласит закон
Начнем с Правил благоустройства территории МОГО «Ухта». В пункте 12 «Содержание и эксплуатация дорог» четко прописано: «Данный раздел регулирует правоотношения, связанные с содержанием и эксплуатацией дорог общего пользования, расположенных в границах МОГО «Ухта», и улично-дорожной сети МОГО «Ухта». Улично-дорожной сетью являются дороги общего пользования, расположенные в зоне жилой застройки (улицы, проспекты, проезды, набережные, переулки)». Из написанного понятно, что проезд является частью улично-дорожной сети.
Но все же уточним с точки зрения законодательства, что такое проезд. На основании п. 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода правил СП 42.13 330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Минрегионразвития РФ № 820, проездом является подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям… внутри районов, микрорайонов, кварталов. А вот как написано в строительном словаре: «Проезд — это участок дороги при повороте с магистральной дороги к жилому массиву, проще — к домам». Кому принадлежат проезды и кто отвечает за их содержание — законодательство говорит вполне определенно: в соответствии со статьей 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», статьей 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьей 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа».
Что из этого следует? В обязанности органа местного самоуправления как собственника и входит содержание данных дорог и в том числе — проездов как части улично-дорожной сети, а соответственно — их уборка, очистка от снега и вывоз последнего. Добавим, что и местные Правила благоустройства территории МОГО «Ухта» тоже однозначно отвечают на этот вопрос, исключая иные толкования: п. 12.2 «Содержание и ремонт дорог общего пользования местного значения обеспечивается администрацией МОГО «Ухта» путем привлечения в установленном законодательством РФ порядке специализированных организаций, имеющих необходимую технику и обученный персонал для выполнения работ в регламентные сроки».
Судебный вердикт
С подобной ситуацией сталкиваются и в других регионах России. В ходе подготовки материала мы нашли решение судебной коллегии Липецкого областного суда с похожей коллизией.
Житель Липецка обратился в суд с иском к муниципалитету возместить материальный ущерб, понесенный им из-за вынужденного ремонта принадлежащего ему автомобиля, поскольку последний пострадал, попав в глубокую колею проезда во дворе дома.
Чиновники, понятно, попытались замылить ситуацию. Ответчик — администрация муниципалитета — ссылался на то, что в его обязанности не входит ремонт внутриквартального проезда, так как этот проезд относится к придомовой территории, содержание которой — прерогатива управляющей организации. Однако судебная коллегия Липецкого областного суда от 28 августа 2012 года приняла сторону собственника.
Платить не обязаны
Как же быть жителям многоквартирных домов города, когда им выставляются требования оплачивать ремонт и асфальтирование проездов, уборку и вывоз снега? Не платить! Если, разумеется, вы по своей инициативе не внесли эти позиции в Перечень работ по содержанию МКД и не утвердили это на общем собрании.
Чтобы помочь вам утвердиться в правоте такой постановки вопроса, приведем позицию Ухтинской прокуратуры.
Активисты Координационного совета управдомов Ухты обратились с этим вопросом к прокурору Республики Коми Сергею Бажутову. Выполняя его поручение, ответ дала заместитель прокурора города Ухты Наталья Нургазина. Апеллируя к законодательству, она указала, что проезды во дворах приватизации не подлежат и являются собственностью городского округа «Ухта». Что и понятно: ведь большинством проездов на придомовых территориях пользуются на равных правах жители не только одного дома, а стало быть, и спрашивать с них за содержание, уборку, вывоз снега несправедливо.
Более того, при отсутствии государственной регистрации Кадастрового паспорта в юстиции и придомовые территории не являются общей долевой собственностью собственников помещений МКД, а относятся к землям городского округа. Ну и далее (это очень важно для практических действий!) Наталья Нургазина, пояснила: принятие решения по размеру платы на ремонт и содержание придомовой территории, в том числе проезда в вашем дворе, является добровольным волеизъявлением собственников помещений МКД. Другими словами, содержание и ремонт чужой, т.е. муниципальной собственности, собственники МКД вправе не оплачивать (письмо от 01.06.2012 № 1067ж-2012).
Пора ставить точку
К сожалению, и сегодня в муниципалитете нет понимания, как организовать эту трудоемкую объемную работу по содержанию проездов.
Понятно, что большинство граждан вполне законно могут отказаться нести финансовое бремя содержания чужой, то бишь муниципальной, собственности. И вот тут-то как раз, на наш взгляд, а в особенности в связи с новым законодательством по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, свое решающее слово может сказать потенциально главный оператор в МОГО «Ухта» — МУП «Спецавтодор». На недавней встрече активистов Координационного совета управдомов города с руководством МУПа его директор Сергей Буторин заявил, что предприятие может взять на себя выполнение этой задачи, если будет полная ясность, кто будет оплачивать эту работу.
Так что дело за главным: поставить точку в дебатах о проездах, для чего необходимо создать реальный и полный реестр муниципальной собственности, в который внести и злополучные проезды.
Тамара ПРОСУЖИХ, Валерий ТОРЛОПОВ, Владимир ИВАНОВ,
члены Координационного совета управдомов Ухты.