В конце восьмидесятых годов мне довелось делать репортаж о работе столичной станции «скорой помощи», коллектив которой тогда трудился с перегрузками, а сама станция нуждалась в реконструкции и расширении.
С тех пор прошло много лет, за это время рухнули планы строительства нового комплекса станции. Коллектив работает в том же здании и в очень стесненных условиях. Здесь периодически возникают трения между руководством и профсоюзной организацией.
Когда пришел новый директор, он сумел наладить отношения с профсоюзами (на станции несколько профорганизаций) и обещал многое перестроить и улучшить. Но недавно на предприятии вновь разгорелся трудовой конфликт.
Степень опасности
Чашу терпения, по мнению одной из профсоюзных организаций, переполнило снижение зарплаты. Хотя руководство станции считает иначе: заплата, наоборот, выросла, причем значительно.
Дело в том, что в этом году Минтруд России ввел новые правила аттестации рабочих мест. Тендер на проведение оценки условий труда выиграла кировская организация, которая приняла решение отнести работу бригад «скорой» к разряду деятельности, осуществляемой в условиях повышенной опасности. А из этого следует, что всему составу бригад устанавливается 36-часовая рабочая неделя, добавляется неделя к отпуску.
Казалось бы, замечательно! Но директор заявил, что команда приезжих не правомочна принимать такое решение. В свою очередь коллектив воспринял это как удар по их правам, и теперь впереди долгие разборки: в судах, в министерстве, в администрации города.
По словам директора станции Владимира Филиппова, он не отказался от проведения аттестации. Просто ее должны провести более компетентные специалисты. Для этого объявлен новый тендер. А главное, что нигде в стране такую повышенную опасность при работе экипажей «скорой» не признали.
Все «ходы» записаны
За прошедшие два года руководства Филиппова на станции внедрена автоматизированная система контроля, вся работа «скорой» фиксируется компьютерами. Это позволяет руководству сделать вывод, что сотрудники станции трудятся чуть ли не в льготных условиях.
Аргумент первый: рабочая неделя водителей составляет всего 39 часов, то есть она уже и так сокращена. 36 часов – это трудовая неделя для женщин, но не для мужчин!
Аргумент второй: интенсивность работы бригад не увеличилась: за смену они выезжают в среднем 14 раз, как и в прошлые годы. Непосредственно в движении на улицах города водители находятся 2,8 часа, что составляет всего 25 процентов от рабочей смены. Остальное время водители или находятся в комнате отдыха в ожидании вызова, или сидят в машинах, ожидая возвращения медиков от пациентов. При этом средняя зарплата водителей за девять месяцев текущего года – 31 тысяча рублей (в прошлом году – 29 тысяч).
На руках у директора графики, где отражено выполнение программы по выполнению президентских указов по увеличению зарплаты персонала. Показатели превышают плановые: у врачей – на 4,8 %, у среднего медперсонала – на 8,5, у младшего, к которому относятся водители (сейчас они носят гордое название санитары-водители) – на 12, 7 %.
Красивые цифры
Однако профком убежден, что не все так радужно в их хозяйстве. На станции катастрофически не хватает водителей и других специалистов, а потому все работают на две-три ставки! И только поэтому средняя зарплата у тех же водителей доходит до 30 тысяч. У шоферов, не имеющих стажа и классности, она едва дотягивает и до 15 тысяч! А разговор насчет «лежания на кушетке» в условиях 12-часовой смены и гонок по забитым машинами улицам – это вообще оскорбление для водителей!
По расчетам руководителя профкома Владимира Щуляковского, на станции должно работать 27 экипажей: таковы нормы расчета по количеству жителей Сыктывкара с пригородами. Но работает их только 20. А это – дополнительная нагрузка на экипажи. Автомобилей не хватает, они сильно изношены.
Но директор считает главным критерием эффективности городской станции «скорой помощи» не количество машин и бригад, а так называемое «время доезда» до пациента. Оно в Сыктывкаре составляет 20 минут. По идее, все экипажи должны доезжать до больного в течение 20 минут, и абсолютное большинство в это время укладывается. Целевой показатель на 2015 год определен в 86,4 процента. А за прошедшие девять месяцев (других данных еще нет) показатель уже перекрыт и составил 87,9 %. Проще говоря, только 12% пациентов ждут «скорую» более трети часа.
При четкой организации работы и при слаженности экипажей водителей в будущем году потребуется еще меньше – человек на десять! Наверное, для показателей и схем это будет хорошо, графики будут выглядеть еще красивее. А вот профком уверен, что это уже будет невыносимо, и водители станут увольняться. Ведь за ту же зарплату им придется работать в три раза больше.
Уставшие экипажи
Водители недовольны и тем, что нередко их направляют на вызовы всего за несколько минут до окончания смены. Они настаивают на том, чтобы диспетчер учитывал время окончания смены и не направлял на линию экипаж, у которого она заканчивается. Из-за этого как раз и идет сейчас спор между дирекцией и профкомом.
Профком фиксирует каждый «срыв» и готовит документы для передачи в суд. А директор, считая отказ выехать на вызов незаконным, наказывает водителя.
Директор заявляет, что любая переработка учитывается (на пульте диспетчера регистрируется каждая минута) и оплачивается. А водители категорически не желают находиться на рабочем месте лишние полчаса, потому как у них сокращается время отдыха, а там уже новая смена приближается!
Есть ли выход из сложившегося положения? Наверное, он в том, чтобы каждый вышедший на смену на станции «скорой помощи» водитель трудился свои положенные 39 или 36 часов в неделю, получая именно за них тот самый средний заработок в 31 тысячу рублей. А не за 50 или даже за 70 часов.
Анатолий ПОЛЬКИН.