На прошлой неделе в старинном селе Ыб произошло беспрецедентное по своей дерзости преступление — неизвестные ограбили Свято-Вознесенский храм в селе Ыб Сыктывдинского района. Воры вынесли 17 (!) старинных, особо ценных икон.
С вилами против безбожников
Свято-Вознесенский храм села Ыб — один из самых известных и почитаемых в Коми крае – был построен в 1825 году на левом берегу реки Сысолы.
Его история полна трагических и по-настоящему героических моментов. В первые годы советской власти борцы с религией пытались закрыть храм. Но, как рассказывает настоятель протоиерей Георгий (Юрий Владимирович Модянов), сельчане, взяв в руки вилы и топоры, встали на защиту святыни. Церковь тогда удалось отстоять. Правда, лишь на несколько лет.
Самые активные защитники Свято-Вознесенского храма были репрессированы. А в 1936 году большевики запретили церковные службы. Здание церкви было превращено в зерновой склад.
Но жители села Ыб оказались упорными и стойкими в вере — и уже в 1956 году в Свято-Вознесенском храме возобновились богослужения. Причем это произошло несмотря на развязанную после войны кампанию «воинствующего атеизма».
Ыбские прихожане вернули на место многие редкие иконы, которые, как считают верующие, могут творить чудеса. Так, известно немало случаев, когда икону святителя Луки Войно-Ясенецкого (с частицей мощей святого) носили в реанимацию к смертельно больным людям и они исцелялись.
От Николая Угодника остался паспорт
Как рассказал «Трибуне» настоятель Свято-Вознесенского храма отец Георгий (на фото сверху), грабители проникли в церковь в ночь с 21 на 22 сентября.
Несмотря на то, что в храме (внутри и снаружи) работали видеорегистраторы, преступников найти не удалось. Воры не оставили отпечатков и «работали» в масках.
— Совершенно очевидно, что воровская «экспедиция» в Свято-Вознесенский храм была тщательно подготовлена, — говорит отец Георгий. — Налетчики работали быстро и четко, они хорошо знали, где и что находится. Судя по всему, рекогносцировка была проведена заранее. Полицейская собака взяла след, но он вскоре оборвался. Налетчики вынесли иконы к машине, которая их поджидала, и уехали. Ничего другого я сказать пока не могу, чтобы не помешать расследованию…
По словам сельского батюшки, воры охотились за самыми ценными образами. Похищены прежде всего иконы старинного письма из алтаря: комплект образов двунадесятых праздников, икона Параскевы Пятницы, образ Спаса Нерукотворного, икона Николая Угодника вместе с цепочками и кольцами, которые жертвовали прихожане в благодарность за помощь святого.
На каждую икону в храме хранится паспорт. В советское время все эти иконы находились под охраной государства. А для ыбского храма они вообще бесценны, поскольку олицетворяют его долгую и беспримерную историю.
Чудом в храме сохранился старинный образ Рождества Богородицы. Дело в том, что 21 сентября верующие отмечали именно этот праздник. И потому икона находилась на аналое в центре храма.
Раскайтесь, грабители!
— Подобные кражи уже случались? — спрашиваю я отца Георгия.
— Да, но не в таких масштабах и не в такой дерзкой форме. В прошлом году у нас был инцидент с кражей иконы. Ее утащил свой же человек. Мы его, можно сказать, поймали с поличным. Вор получил полгода колонии.
— Отец Георгий, — спрашиваю батюшку, — у нас в республике есть люди, которые ведут скупку икон и старинных предметов церковной утвари. Могут ли они купить украденное из храма?
— Такой вариант мне кажется невероятным, — считает протоиерей. — Боюсь, что если нам быстро не удастся найти иконы, они уйдут за пределы республики. И это станет настоящей трагедией не только для храма, но и для истории и культуры республики. Я все-таки надеюсь, что злоумышленники раскаются, поймут, что они натворили, и вернут награбленное. Мы сейчас все молимся за это.
Тати позорные
До революции кража церковных икон считалась самым позорным из уголовных преступлений. Сейчас, благодаря дырам в законодательстве, воровство из церквей стало выгодным бизнесом. Ведь с точки зрения закона — это всего лишь «предмет культурной ценности». В законодательстве нет понятия «осквернение святынь».
В республике уже происходили крупные кражи икон из церквей и молельных домов. Так, в 2001 году в усть-цилемском селе Замежное из молельного дома старообрядческой общины воры похитили 18 икон.
Кстати, и в наше время кражи икон чаще всего происходят именно в Усть-Цилемском районе, где хранится множество образов древнего «дониконианского» письма, которое особенно ценится у перекупщиков и коллекционеров.
Впрочем, больше всего редких образов из Коми «утекают» и затем оказываются в коллекциях собирателей церковной живописи и даже на международных аукционах легальным способом. Люди, получившие в наследство редкие иконы и не подозревающие об их исторической и культурной ценности, продают почерневшие от времени «доски» по дешевке.
Подобные иконы на аукционах продаются за сотни тысяч долларов. Но, как показывает практика, осквернители святынь обычно погибают самой жуткой смертью, какую только можно представить.
Екатерина МАКАРОВА.