Школьники считают, что Раскольников, кроме старухи, посягнул и на ее дочь

Родион Раскольников, по версии современных школьников, мало того что посягнул на дочь убиенной им процентщицы, он еще и крутил роман с Наташей Ростовой, которая в свою очередь симпатизировала помещику-библиофилу Обломову. Видя все это, Андрей Болконский молча страдал…
Страдают и нынешние педагоги, оценивая уровень знаний подрастающего поколения.

2407

Последняя репетиция

20 ноября во всех муниципалитетах Коми прошла генеральная репетиция итогового сочинения по литературе. Сам экзамен, который станет допуском к ЕГЭ по русскому языку, пройдет в регионе уже 3 декабря. А пока в Министерстве образования РК подвели итоги апробации итогового сочинения на территории региона.
Одиннадцатиклассники писали работы по трем темам, определенным для Республики Коми Рос­обрнадзором: «Какие произведения Лермонтова вы бы посоветовали прочитать другу?», «Можно ли обойтись без книг?» и «Почему важно уметь сострадать другому?».
Всего в испытании участвовали 4213 человек. «Зачет» получили 3784 человека. Не выдержали испытания 429 школьников, что составляет 10,18%. Из них более четверти получили неудовлетворительную оценку за грамотность.

«Печорин плакал над трупом Веры»

Языковеды подробно проанализировали каждую работу и выработали рекомендации для учителей русского языка и литературы, которые позволят скорректировать уровень подопечных накануне решающего испытания.
По оценке экспертов, современные школьники частенько употребляют слова в несвойственных им значениях, злоупотребляют иностилевыми словами и выражениями, не к месту используют экспрессивные выражения и просторечия. К примеру, дети заявляют в сочинениях, что «книги нужны, чтобы приводить мозги в порядок», а «у Господина из Сан-Франциско сразу шкальнула самооценка».
Среди серьезных недочетов одиннадцатиклассников — искажение сюжета произведения вследствие незнания литературного материала: «Печорин вовлек в чтение и Татьяну», «Бела покончила с собой», «Раскольников, кроме старухи, посягнул на ее дочь», «Печорин убит на дуэли», «Печорин плакал над трупом Веры», «Лермонтов сравнивает на страницах романа Печорина и Онегина, поэтому изображает их вместе».

Школьники, в чей перечень любимых предметов явно не входит литература, анализировали в своих работах такие образцы, как «Юшка» и «Судьба человека» М. Лермонтова, «Преступление и наказание» Л. Толстого, «На дне» А. Пушкина, «Горе от ума» М. Горького. Проверяющих, вероятно, поразило и то, что, по мнению одного из экзаменующихся, Эдмонд Дантес написал повесть «Бела». (Авторство приписано тому самому французу, которому в сочинении другого старшеклассника была дана убийственная характеристика: «Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина!»)
Эксперты сделали неутешительные выводы: изу­чение художественных произведений в учебных заведениях проводится без опоры на прочитанные в полном объеме тексты, изу­чение некоторых произведений сведено к просмотру художественных фильмов по мотивам произведений, учащиеся не знают точного лексического значения многих слов.
Перечисление недочетов и рекомендаций в документе за подписью первого заместителя министра образования Светланы Моисеевой-Архиповой заняло не одну страницу.

«Репка» развивает силу

Вот лишь несколько «перлов» из сочинений школьников республики. Авторская орфография и пунктуация сохранены.
«Наташа Ростова приходила к Обломову, так как у него была большая библиотека, а она очень любила читать»;
«Старцев начал пить и превратился в Ионыча»;
«Любовь Наташи Ростовой и Раскольникова достойна сострадания Болконского»;
«Печорин, герой повести «Капитанская дочка», дарит тулуп Распутину»;
«Минометные обстрелы и бомбежки в поэме «Бородино»;
«Женя Бричкина по поручению старшины погибает в болоте»;
«Книги помогают человеку развиваться, например «Репка» развивает нашу физическую силу»;
«Жалейте, потому что это бумерангом к вам вернется»;
«Сострадание это то что должно быть в людях всегда. Ведь когда рождается маленький ребенок это идет с ним в комплекте».

Вторая, решающая, попытка ждет школьников уже на следующей неделе, 3 декабря.

Герой не моего романа

Ситуация с преподаванием литературы с каждым годом становится все хуже, констатируют эксперты. Это касается, конечно, не только школ Коми, но и всего российского образования.
Вот еще несколько цитат из сочинений российских школьников:
«Комната Раскольникова была похожа на гроб с желтыми обоями. Иногда он вопрошал: «Тварь я ходячая или кто?»
А в это время… «Софья Мармеладова изо всех сил занималась проституцией».
«В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину».
Вообще, в вопросах любви наши школьники, судя по всему, хорошо разбираются. Они, что называется, «в теме»: «Любил ли Обломов Ольгу? Да, но как-то по-русски: лежа, вяло и очень недолго…»
Что касается последнего «перла», то за него старшекласснику можно было бы поставить «пятерку». Ведь по сути — абсолютно правильно!

Полина РОМАНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники