В «Трибуну» обратились сыктывкарские пенсионерки-дачницы Лидия Афанасьевна Молодцова и Людмила Петровна Холопова. У них претензии к автоперевозчикам и местной власти, которая позволяет нарушать права пассажиров.
Речь о границах столицы РК и стоимости поездок по 111-му дачному маршруту «автостанция — общество «Магистраль» и по автомаршрутам №№ 115, 117 и 119 межрайонного сообщения. На первом летом действует городской тариф 20 руб. в один конец, на остальных можно ездить на льготные талоны (один на 10 км).
По уставу МОГО «Сыктывкар» (принят в январе 2006 года) восточная граница города по дороге на Усть-Кулом заканчивается у моста через речку Лемью. Поэтому, считают Молодцова и Холопова, как и тысячи других владельцев «фазенд» десятка обществ, расположенных по обеим сторонам дороги, стоимость поездок на эти дачи должна равняться городскому тарифу круглый год, а не повышаться вдвое-втрое (в зависимости от расстояния до дачных обществ) в период с октября по май — тогда начинают действовать тарифы межрайонных сообщений.
— Мы понимаем, что в зимнее время на дачи ездит меньше народу, — говорят пенсионерки, — и автоперевозчикам не выгодно предоставлять им 111-й маршрут на весь год. Но ведь можно это делать хотя бы два дня в неделю в режиме: утром отвез — вечером привез. В этом случае пассажиров будет на каждом рейсе полный автобус: любителей подышать свежим воздухом и зимой немало, тем более надо следить за заводскими теплицами, чтобы они не «сложились» от снега…
Глава не помог
Меня поразила многолетняя настойчивость двух пожилых женщин. Защищая права дачников, Молодцова и Холопова обращались в свое время к мэру столицы Зенищеву, к депутату горсовета Вельсовскому, в Агентство соцзащиты, в дорожное Агентство, в прокуратуру города и РК. Четырежды писали они и главе республики, после чего 25 марта 2011 года с трудом записались к нему на прием. И только через 14 месяцев они все-таки попали к В. Гайзеру.
— Я надеялась на него как на третейского судью, — призналась Лидия Афанасьевна, — но толку от этой встречи было столько же, сколько содержалось в отписках десятка инстанций, которые лишь повторяли ответ «Альфа-Транса». В ходе беседы стало ясно, что глава РК не читал моих писем и основывался лишь на резюме, составленном кем-то из своих клерков, да на словах присутствовавших представителей ведомств, абсолютно не заинтересованных в положительном решении проблемы. В итоге Гайзер предложил нам обратиться в суд.
В суде после этой встречи пенсионерки побывали четырежды. В мае 2013 года рассмотрение дела даже по иску сыктывкарского прокурора «в интересах неопределенного круга лиц, Молодцовой Л.А. к ООО «Альфа-Транс» об обязании производить перевозки льготных категорий граждан» ничего не дало. Прокурору в иске тоже отказали.
«Казус» Елисеева
Итог многолетней борьбы двух пенсионерок за свои права: они потерпели полное фиаско. В этом процессе они были похожи на белок в колесе. В колесе бесправия.
А вот активному пенсионеру с бывшей турбазы «Лемью» В. Елисееву в результате такой же тяжбы с ведомствами, городской и республиканской властью, в т.ч. судебной, все-таки удалось добиться успеха: жители этого маленького поселка ездят в столицу РК и домой по городскому тарифу, т.е. за 20 руб. в один конец. Даже отдельный маршрут им выделили — 23 «д». Кстати, его можно на осенне-зимне-весенний период «дотянуть» до ретрансляционной вышки, что стоит у дороги неподалеку от границы с Корткеросским районом — вместо 111-го маршрута, закрываемого с октября по май. Это удовлетворило бы массу дачников.
Как получилось у Елисеева? Он тоже терпел неудачу, но потом его поддержала Москва, куда он в конце концов обратился.
Двойная оплата
Нельзя не коснуться еще двух злободневных вопросов, о которых говорили Лидия Афанасьевна и Людмила Петровна: о двойной оплате дачной поездки и опасной переполненности дачных автобусов.
В летний период многие ветераны труда и инвалиды покупают два проездных документа: городской проездной за 350 рублей и за такую же сумму книжечку с 40 отрывными листочками-талонами на месяц — на 20-разовое посещение «фазенды» (еще ряд лет назад в книжечке было 60 талонов и стоила она в несколько раз дешевле). Короче говоря, каждую поездку на дачу по территории МОГО «Сыктывкар» бедные люди оплачивают дважды. В таком же положении те из них, кто ездит по улицам города по проездному за 350 рублей, плюс платит за каждую поездку на дачу еще 40 наличными.
О штурмах же дачных автобусов «Трибуна» рассказывала не раз. Как можно предоставлять малыши-«пазики» на массовые рейсы, особенно в период, когда к дачникам присоединяются ягодники и грибники! Ведь то, что творится в душных автобусах в это время, уму непостижимо: сминаются пластмассовые ведра и плетеные корзины, людям не поднять руку — так набит автобус. По улицам же города в это время ходят пустые и полупустые автобусы все того же ООО «Альфа-Транс».
Кстати, об «Альфа-Трансе». В последние годы «Трибуна» не раз сообщала о неблагополучной ситуации, в которую методично ввергали старейшее автотранспортное предприятие власти Коми. В итоге довели его до банкротства, чтобы отдать его «своим людям».
Как и многие сыктывкарцы, я считаю, что главное пассажирское автопредприятие РК надо было сохранить муниципальным, а не играть названиями с далеко идущими разрушительными последствиями. К сожалению, у нас почти вся страна превратилась в «общества с ограниченной ответственностью», включая и саму власть.
Алексей АРДЫШЕВ.