В прошлом номере «Трибуна» рассказывала о народных поверьях, связанных с наступлением нового года. А теперь, когда високосный год наступил, мы решили выяснить: как обезопасить себя от проделок «злобного Касьяна» (имя этого святого носит 29 февраля)?
Разобраться в этом нам поможет зулэбская мастерица Нина Макарова. Кстати, совсем недавно, в декабре 2015-го, она стала одной из победительниц фестиваля народной куклы «Шкатулка самоцветов».
Лихоманка их забери
Нина Макарова изготавливает народные куклы, в том числе обереги и так называемые куклы-«лихоманки», спасающие от всевозможных болезней.
По древним поверьям коми, болезни забираются в дом через печную трубу. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу, увидев куклу, вселяется в нее, вместо того чтобы искать жертву среди домочадцев.
Таких кукол-лихоманок в связке обычно 13. У каждой — свое имя. Посредине, в связке, ставили самую старшую — Кумоху. «Лихоманок» хранили весь год и сжигали их в Великий четверг на Страстную неделю.
Куклы, сделанные руками Нины Макаровой, не только произведения прикладного искусства. Благодаря вшитым в них травам, куклы обладают еще и целебными свойствами.
Пользуются спросом
Нина выросла в большой семье в селе Большелуг, рукоделию она научилась сызмальства. После окончания школы, как и многие одноклассницы, девушка решила попытать счастья в городе. Мечтала выучиться на модельера одежды.
Мечта эта не сбылась. Нина вышла замуж за односельчанина и вернулась с ним в Зулэб — соседнюю с Большелугом деревеньку. Здесь супругов ждали безработица и полное безденежье. Именно тогда женщина и принялась за шитье. Затем стала вязать, мастерить из бересты сувениры. Однажды рискнула выставить кое-что из своих поделок на ярмарке в Корткеросе. Оказалось, что ее безделушки пользуются спросом.
— Сразу же захотелось побольше сделать и, конечно, побольше продать, — вспоминает Нина Станиславовна. — За рукоделие посадила и сына Никиту, и дочь Аню.
Лица стерты, краски тусклы
Сегодня сувениры от Нины Макаровой стали визитной карточкой не только деревни Зулэб, но и всего Корткеросского района.
Увлечение куклами помогло Нине Макаровой найти сначала приработок, а затем и постоянную работу. Она стала заведующей Зулэбским домом культуры. В деревенском клубе заработали кружки прикладного искусства, плетения из бересты, мягкой игрушки, танцевальный, драматический.
Нина Макарова считается лучшей в районе мастерицей по созданию безликих кукол (вместо лица — белый лоскут). По народным поверьям, в куклу без лица не могут вселиться злые духи. Поэтому она считается оберегом.
Безликих кукол у Нины Макаровой очень много. Скажем, есть «неразлучники» — свадебные обереги для молодоженов. Есть также куклы «на зачатие ребенка», «на рождение здорового малыша» и т. д.
Внутрь таких кукол зашиваются травы с лечебными свойствами. К примеру, кукла «Кубышка-травница» оберегает семью от вирусных болезней. При этом такая кукла-оберег дольше двух лет не «живет». Чтобы оберег продолжал действовать, надо поменять траву-наполнитель.
Хлеб да зола — уходи, беда
По словам зулэбской мастерицы, специальных кукол, оберегающих от бед високосного года, у коми не было. Магические куклы имели свойство хранить и оберегать домочадцев в любой год, независимо от количества дней в феврале.
Практически все куклы-обереги в старину мастерили в Страстную неделю, со среды на четверг (в народе считалось, что вся нечисть ходит именно в этот четверг).
Куклы-обереги делали и на конкретную дату. Например, для молодоженов — перед свадьбой или венчанием. Для родителей — после рождения младенца.
Впрочем, можно сделать оберег и против возможных бед високосного года. Для этого, по совету Нины Макаровой, в ночь с 6 на 7 января каждому члену семьи следует приготовить небольшой сверток из ткани и положить туда иголку без ушка, крошку черного хлеба, щепотку соли и золы.
Уж замуж невтерпеж
Считается, что в високосный год нельзя гадать, дабы еще сильнее не навлечь на себя беду. Однако любопытство сильнее страха, и молодежь всегда стремится заглянуть в будущее…
—Нина Станиславовна, а на куклах можно погадать? — спрашиваю я мастерицу.
— На Святки в деревнях часто гадали соломенной куклой, — отвечает она. — Ничего сложного в этом гадании нет. Из соломы делали маленькую куколку. Девушка загадывала заветное желание. Куклу нужно было поджечь церковной свечкой. Если кукла сгорала быстро, без остатка — считали, что желание сбудется быстро. Если же медленно тлела, то — не скоро.
С помощью кукол можно гадать и на любовь. Для этого нужно смастерить куколку из веточек рябины, которая считается деревом любви. (По словам Нины Макаровой, не каждая рябина подойдет для гадания: одиноко стоящую нельзя использовать. Надо искать такие деревья, которые растут вместе, как бы из одного корня). Девушка загадывала на свадьбу с возлюбленным и поджигала сплетенные в фигурку веточки рябины. При этом наговаривала: «Как загорается и сгорает дерево, так пусть сохнет и горит сердце раба божьего» (называлось имя возлюбленного). И затем золу пускали по ветру.
Специально для этого гадания ветки рябины в некоторых селах заготавливали с осени.
Вообще, издавна считалось, что деревья обладают магическими свойствами. На святках гадать лучше деревянными ложками. Перед сном ополоснуть такую ложку святой водой и положить под подушку со словами: «Ряженый-суженый, приходи ко мне ужинать». Лечь спать и ни с кем больше не разговаривать. Парень, приснившийся в эту ночь, считался будущим мужем.
То же гадание проделывали с деревянной расческой. Девушка прятала под
подушку свою расческу, приговаривая: «Приходи косу мою расплетать да замуж меня брать».
Екатерина МАКАРОВА.