Серьезные, грамотные мужики и с техникой на ты

Троицко-Печорский район издавна славился уникальной древесиной. Ее отправляли на экспорт по всему миру. Продавали на бирже в Лондоне, где древесный высокосортный товар, выросший в троицко-печорской тайге, получил самую высокую оценку.

Рабочий момент
Из нашего леса строили первые пароходы и устанавливали корабельные мачты. Тогда наши предки вели заготовку лучковой пилой и вывозили древесину на лошадях, сплавляли ее молем по Илычу и Печоре. И это была очень тяжелая работа, требующая огромного напряжения сил.
Шли годы. Менялись жизнь и условия труда. На смену топору и лучковой пиле пришли в тайгу первые машины и трактора. В послевоенное время лесная отрасль стала ведущей и кормила весь район. На заработанные средства строились школы и больницы, детские сады и благоустроенные много-квартирные дома.
Ну а потом началась перестройка Горбачева. И вместе с нею — безденежье и разорение лесной отрасли. Встанет ли отрасль с колен? Есть ли у героев советских пятилеток достойная замена?

Водитель сортиментовоза В.А. Брагин
Водитель сортиментовоза Вячеслав Брагин.

Лесная династия

…На календаре был вторник, 15 сентября. В этот день, накануне профессионального праздника — Дня работников леса — мы выехали из Троицко-Печорска на верхний склад современного предприятия ООО «ПечораЭнергоРесурс», которое было основано в районе в октябре 2007 года под руководством генерального директора Андрея Ярмолика.
Андрей Николаевич из семьи потомственных лесозаготовителей. Его отец – Николай Антонович Ярмолик – был в советское время начальником Шерлягского сплаврейда. Затем возглавлял Троицко-Печорский лесопункт и Сойвинский леспромхоз. Сегодня серьезные задачи по возрождению лесной отрасли стоят перед его сыном. Построена и запущена первая очередь завода по глубокой переработке древесины. Выпускаются пиломатериалы высокого качества и древесные топливные гранулы (пеллеты). Продукция завода востребована и в России, и в странах дальнего и ближнего зарубежья. Строится и вторая очередь завода, пуск которой предусматривает дальнейшее расширение лесопильного производства, установку дополнительных сушильных камер и цеха по производству мебельных щитов.
Однако мы отправились не на завод, а на самый трудный участок работы — туда, где заготавливается сырье для этого самого завода.

Начальник лесозаготовительного участка В.В. Жилин и мастер В.В.Креницкий решают очередную производственную проблему
Начальник участка Виктор Жилин и мастер Владимир Криницкий.

Склад на колесах

…Серым серпантином вьется асфальтированная дорога. Водитель Валерий Юдин уверенно держит путь на Якшу. В 170 километрах от завода ведет заготовку леса это предприятие. С начальником лесозаготовительного участка Виктором Жилиным мы знакомы давно. Он из тех ветеранов, которые работали в лесной отрасли района еще в годы советских пятилеток. Начинал трудовую биографию в Русановском лесопункте в 1985 году…
Водитель свернул на грунтовку, и сразу так затрясло, будто едем по стиральной доске. Откуда-то упала коробка, из которой вывалился батон колбасы и несколько банок тушенки.
— Виктор Владимирович, что это у вас тут за продуктовый склад? — спрашиваю.
— Так мы же на вахту едем. Вот и везем попутно продукты питания. Наше предприятие бесплатно кормит своих работников, — отвечает Жилин. — Продукты закупаем в Ухте. Так котловое питание нашему предприятию обходится дешевле. Есть на верхнем складе и повар. Такие щи сварганит, что пальчики оближешь.
Остался позади Комсомольск. Приближаемся к Якше. У пожарной части поселка нас встречает Владимир Криницкий. Владимир Иванович тоже мой старый знакомый. Когда-то брала у него интервью в Знаменке. 44 года он отработал в лесной отрасли, был начальником лесопункта и директором Якшинского леспромхоза. Сегодня Владимир Иванович пенсионер. Но дома не сидит. Как усидишь, если тайга зовет и здоровье пока позволяет?
— А ты чего с двумя мешками? — спрашиваю Криницкого.
— В одном картошка, в другом хлеб для вахтовиков.
Загружаем машину под завязку. До верхнего склада еще 55 километров. Только выехали за околицу, навстречу два сортиментовоза.
— Ваши везут? — спрашиваю.
— Нет. Это не наши, — отвечает Владимир Иванович. — В якшинских массивах заготавливают древесину и другие предприятия района.

Оператор харвейстера В.В. Горьев
Оператор харвестера Виктор Горьев.

Рукотворные озера

Выехали на старую лежневку. Настил за настилом. А кое-где и два настила засыпаны песком. С обеих сторон дороги рукотворные озера воды, сделанные бульдозеристом под руководством мастера Криницкого. Туда и стекает вода. Правда, это не спасает. Лето было очень дождливым, и слабо несущие грунты текут ручьями, проглатывая машины песка и создавая глубокие промоины.
Машину кидает из стороны в сторону. Кажется все, застряли. Но водитель сдает назад, переключает скорость и снова выруливает на лежневку.
После долгих мытарств машина приходит на стоянку. Синенькие домики на колесах. Тихонечко захожу в один из них. Посередине маленькая прихожая. Налево и направо закрытые двери. Открываю одну. Спят люди. Они отработали 12 часов и теперь отдыхают…
Пока мужчины выгружают продукты питания, пересаживаюсь в кунг «Урала». Только он и сможет довезти по такой дороге до места заготовки.

Асы своего дела

И вот наконец та самая делянка. Знакомиться с оператором харвестера не пришлось. Из кабины показалось лицо Виктора Горьева. Он раньше работал на вахте у Николая Рассохина в Печорском леспромхозе.
— Сложно было в «лихие» девяностые. Сейчас, слава Богу, есть работа, — говорит Виктор Викторович. — Очень благодарен, что меня сюда взяли. Обучали в Сыктывкаре на средства предприятия. Потом дали новую технику. На ней и работаю уже шесть лет. Как видите, машина напичкана электроникой. Сама валит, сама сучья обрезает и разделывает на сортименты. Я только кнопки нажимаю.
— Какова зарплата, если не секрет?
— Зарплата у нас достойная, но, к сожалению, работа сезонная. У операторов — до 150 тысяч в месяц. Здесь делянку закончим, и начнется распутица. Все поплывет окончательно. Пока настоящие морозы не ударят, не будет «зимника».
Рядом грузился сортиментовоз. Вячеслав Брагин уже 20 лет работает водителем лесовоза.
— На этом предприятии все по-честному и никакой двойной бухгалтерии, — рассказывает Вячеслав Александрович. — Зарплату платят вовремя, отчисления в пенсионный фонд идут. А это значит, что и с начислением пенсии проблем у людей не будет.
Чуть в сторонке работает на форвардере Дмитрий Бенгерт. Год назад он пришел на предприятие и сразу себя зарекомендовал как опытный специалист. Как сообщил мне начальник лесозаготовительного участка В. Жилин, Дмитрий Михайлович — ас своего дела. Два харвестера валят древесину, а он один за ними успевает грузить сортиментовозы.
— Если не лениться — можно прилично заработать. Коллектив у нас очень хороший. Люди доброжелательные. Помогают друг другу. Я на вахту, знаете, откуда приезжаю? Живу в Трехозерке под Сыктывкаром. Дом там построил.
По словам Дмитрия Михайловича, коллектив дружный и работоспособный. Далеко не на всех предприятиях царит такая доброжелательная обстановка.
— Работа есть работа. А хобби у сегодняшних лесозаготовителей есть? — спрашиваю.
— А как же! Я, например, занимаюсь внедорожным спортом. Сам и собираю машину в автоклубе «Подорожник», участвую в соревнованиях. Всей семьей на машине и в отпуск отправляемся. По стране поколесили много. Были на Дальнем Востоке, в Карелии, на Алтае и на Урале…
…Вот такие они, современные лесозаготовители. Серьезные, грамотные и трудолюбивые, а главное, с техникой на ты. Серьезным препятствием для них было нынешнее очень дождливое лето. Но все равно за восемь истекших месяцев им удалось заготовить 32359 кубометров древесины. Это хороший результат.

Светлана СЕКРЕТАРЕВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники