Троицко-Печорский район издавна славился уникальной древесиной. Ее отправляли на экспорт по всему миру. Продавали на бирже в Лондоне, где древесный высокосортный товар, выросший в троицко-печорской тайге, получил самую высокую оценку.
Из нашего леса строили первые пароходы и устанавливали корабельные мачты. Тогда наши предки вели заготовку лучковой пилой и вывозили древесину на лошадях, сплавляли ее молем по Илычу и Печоре. И это была очень тяжелая работа, требующая огромного напряжения сил.
Шли годы. Менялись жизнь и условия труда. На смену топору и лучковой пиле пришли в тайгу первые машины и трактора. В послевоенное время лесная отрасль стала ведущей и кормила весь район. На заработанные средства строились школы и больницы, детские сады и благоустроенные много-квартирные дома.
Ну а потом началась перестройка Горбачева. И вместе с нею — безденежье и разорение лесной отрасли. Встанет ли отрасль с колен? Есть ли у героев советских пятилеток достойная замена?
Водитель сортиментовоза Вячеслав Брагин.
Лесная династия
…На календаре был вторник, 15 сентября. В этот день, накануне профессионального праздника — Дня работников леса — мы выехали из Троицко-Печорска на верхний склад современного предприятия ООО «ПечораЭнергоРесурс», которое было основано в районе в октябре 2007 года под руководством генерального директора Андрея Ярмолика.
Андрей Николаевич из семьи потомственных лесозаготовителей. Его отец – Николай Антонович Ярмолик – был в советское время начальником Шерлягского сплаврейда. Затем возглавлял Троицко-Печорский лесопункт и Сойвинский леспромхоз. Сегодня серьезные задачи по возрождению лесной отрасли стоят перед его сыном. Построена и запущена первая очередь завода по глубокой переработке древесины. Выпускаются пиломатериалы высокого качества и древесные топливные гранулы (пеллеты). Продукция завода востребована и в России, и в странах дальнего и ближнего зарубежья. Строится и вторая очередь завода, пуск которой предусматривает дальнейшее расширение лесопильного производства, установку дополнительных сушильных камер и цеха по производству мебельных щитов.
Однако мы отправились не на завод, а на самый трудный участок работы — туда, где заготавливается сырье для этого самого завода.
Начальник участка Виктор Жилин и мастер Владимир Криницкий.
Склад на колесах
…Серым серпантином вьется асфальтированная дорога. Водитель Валерий Юдин уверенно держит путь на Якшу. В 170 километрах от завода ведет заготовку леса это предприятие. С начальником лесозаготовительного участка Виктором Жилиным мы знакомы давно. Он из тех ветеранов, которые работали в лесной отрасли района еще в годы советских пятилеток. Начинал трудовую биографию в Русановском лесопункте в 1985 году…
Водитель свернул на грунтовку, и сразу так затрясло, будто едем по стиральной доске. Откуда-то упала коробка, из которой вывалился батон колбасы и несколько банок тушенки.
— Виктор Владимирович, что это у вас тут за продуктовый склад? — спрашиваю.
— Так мы же на вахту едем. Вот и везем попутно продукты питания. Наше предприятие бесплатно кормит своих работников, — отвечает Жилин. — Продукты закупаем в Ухте. Так котловое питание нашему предприятию обходится дешевле. Есть на верхнем складе и повар. Такие щи сварганит, что пальчики оближешь.
Остался позади Комсомольск. Приближаемся к Якше. У пожарной части поселка нас встречает Владимир Криницкий. Владимир Иванович тоже мой старый знакомый. Когда-то брала у него интервью в Знаменке. 44 года он отработал в лесной отрасли, был начальником лесопункта и директором Якшинского леспромхоза. Сегодня Владимир Иванович пенсионер. Но дома не сидит. Как усидишь, если тайга зовет и здоровье пока позволяет?
— А ты чего с двумя мешками? — спрашиваю Криницкого.
— В одном картошка, в другом хлеб для вахтовиков.
Загружаем машину под завязку. До верхнего склада еще 55 километров. Только выехали за околицу, навстречу два сортиментовоза.
— Ваши везут? — спрашиваю.
— Нет. Это не наши, — отвечает Владимир Иванович. — В якшинских массивах заготавливают древесину и другие предприятия района.
Оператор харвестера Виктор Горьев.
Рукотворные озера
Выехали на старую лежневку. Настил за настилом. А кое-где и два настила засыпаны песком. С обеих сторон дороги рукотворные озера воды, сделанные бульдозеристом под руководством мастера Криницкого. Туда и стекает вода. Правда, это не спасает. Лето было очень дождливым, и слабо несущие грунты текут ручьями, проглатывая машины песка и создавая глубокие промоины.
Машину кидает из стороны в сторону. Кажется все, застряли. Но водитель сдает назад, переключает скорость и снова выруливает на лежневку.
После долгих мытарств машина приходит на стоянку. Синенькие домики на колесах. Тихонечко захожу в один из них. Посередине маленькая прихожая. Налево и направо закрытые двери. Открываю одну. Спят люди. Они отработали 12 часов и теперь отдыхают…
Пока мужчины выгружают продукты питания, пересаживаюсь в кунг «Урала». Только он и сможет довезти по такой дороге до места заготовки.
Асы своего дела
И вот наконец та самая делянка. Знакомиться с оператором харвестера не пришлось. Из кабины показалось лицо Виктора Горьева. Он раньше работал на вахте у Николая Рассохина в Печорском леспромхозе.
— Сложно было в «лихие» девяностые. Сейчас, слава Богу, есть работа, — говорит Виктор Викторович. — Очень благодарен, что меня сюда взяли. Обучали в Сыктывкаре на средства предприятия. Потом дали новую технику. На ней и работаю уже шесть лет. Как видите, машина напичкана электроникой. Сама валит, сама сучья обрезает и разделывает на сортименты. Я только кнопки нажимаю.
— Какова зарплата, если не секрет?
— Зарплата у нас достойная, но, к сожалению, работа сезонная. У операторов — до 150 тысяч в месяц. Здесь делянку закончим, и начнется распутица. Все поплывет окончательно. Пока настоящие морозы не ударят, не будет «зимника».
Рядом грузился сортиментовоз. Вячеслав Брагин уже 20 лет работает водителем лесовоза.
— На этом предприятии все по-честному и никакой двойной бухгалтерии, — рассказывает Вячеслав Александрович. — Зарплату платят вовремя, отчисления в пенсионный фонд идут. А это значит, что и с начислением пенсии проблем у людей не будет.
Чуть в сторонке работает на форвардере Дмитрий Бенгерт. Год назад он пришел на предприятие и сразу себя зарекомендовал как опытный специалист. Как сообщил мне начальник лесозаготовительного участка В. Жилин, Дмитрий Михайлович — ас своего дела. Два харвестера валят древесину, а он один за ними успевает грузить сортиментовозы.
— Если не лениться — можно прилично заработать. Коллектив у нас очень хороший. Люди доброжелательные. Помогают друг другу. Я на вахту, знаете, откуда приезжаю? Живу в Трехозерке под Сыктывкаром. Дом там построил.
По словам Дмитрия Михайловича, коллектив дружный и работоспособный. Далеко не на всех предприятиях царит такая доброжелательная обстановка.
— Работа есть работа. А хобби у сегодняшних лесозаготовителей есть? — спрашиваю.
— А как же! Я, например, занимаюсь внедорожным спортом. Сам и собираю машину в автоклубе «Подорожник», участвую в соревнованиях. Всей семьей на машине и в отпуск отправляемся. По стране поколесили много. Были на Дальнем Востоке, в Карелии, на Алтае и на Урале…
…Вот такие они, современные лесозаготовители. Серьезные, грамотные и трудолюбивые, а главное, с техникой на ты. Серьезным препятствием для них было нынешнее очень дождливое лето. Но все равно за восемь истекших месяцев им удалось заготовить 32359 кубометров древесины. Это хороший результат.
Светлана СЕКРЕТАРЕВА.