Застать в агустовские дни сельского мужика дома так же сложно, как отыскать цветущий папоротник в тайге. Конечно, большинство сельских жителей ищут в лесу в эти дни не мифический цветок, открывающий его владельцу тайны и клады, а вполне реальные грибы, ягоды и птицу.
Вот и Валерия Нечаева в один из моих приездов дома отыскать не удалось. Его супруга сообщила — ушел в парму. Но главный урожай художник из Сторожевска собирает не на лесных плантациях. Его добычей становятся необычные коренья, шишки, древесные диковины и фантастические образы, которые потом ложатся на холст.
Секрет без комментариев
Картин в жилище Нечаевых столько, что сельский дом напоминает то ли картинную галерею, то ли сказочную кунсткамеру. В каждой работе сельского художника свой неповторимый мир. Вот на картине «Столоначальник» изображен чиновник за столом, а вместо головы у него… пень. Чего здесь больше — сарказма или реальности?
А рядом на стене висит картина «Сезон охоты», где трое пьяных мужиков вольно раскидали на природе ружья, пустые бутылки… Собаки рядом доедают остатки пиршества с охотничьего «стола». На соседней картиине за столом пируют мужчина и женщина. А на тарелке живая птица с печальными глазами в окружении птенцов. Все так естественно и в то же время ужасно, как на картинах Иеронима Босха.
– Вот так бездумно, для удовольствия истребляется живность в природе, – поясняет свою мысль художник.
И добавляет:
– Я никогда не комментирую свои работы. Люди вольны разгадывать сами эти тайны.
Звери с человечьими глазами
Работы Нечаева и в самом деле заставляют думать. Он создает картины-загадки. Некоторые, как мне кажется, невозможно разгадать без того самого цветка папортника.
Материалом художника служат даже кости.
– Собаки разнесут по селу мослы, а я за ними собираю и вот что из них получается, – показывает Нечаев. – То коми охотник, то отчаянный браконьер или Дон Кихот с верным оруженосцем.
А на шкафах, стенах и даже под потолком у Нечаева стаи птиц. Все чучела в доме художника — трофеи Нечаева-охотника. Правда, сейчас он охоту забросил. Уверяет, что причиной всему солидный возраст. Однако по-настоящему живые фигурки лесных зверьков продолжает делать. Местные охотники часто обращаются к нему с этой просьбой, принося свою добычу.
При этом художник никогда не был обычным таксидермистом и скорняком. Каждый экземпляр «дичи» и «рыбы» в его квартире обязательно очеловечен.
Детство за колючкой
Валерий Нечаев родился в 1949 году в селе Сторожевск Корткеросского района. Детство прошло под Ухтой. Мама его после войны отправилась туда на заработки. Поселились в поселке Ветлосян, под жилье приезжим отвели бывший лагерный лазарет, обслуживавший когда-то заключенных. Самих зэков к тому моменту в Ветлосяне уже не было. Зато вся округа была окутана колючей проволокой. Там, за колючкой, в крохотной комнатенке прошло его детство.
Окончив школу, Нечаев работал на нефтепромысле в Нижнем Одесе. Был слесарем, занимался обслуживанием оборудования нефтепроводов. Служил в армии. Но после того, как снял солдатские сапоги, он вновь вернулся в родное село Сторожевск. Работал здесь пожарным, кочегаром в сельской котельной.
И себе, и людям
Откуда тогда страсть к рисованию и философии? С детства Валерий много рисовал. В школе учительница обратила внимание на его работы. Сказала, что у него есть талант. Портреты и картины он продолжал писать в армии, талантливого солдата даже посылали учиться на баталиста, однако эта тема его не прельщала.
– Слава Богу, на художника не выучился, – говорит Валерий Александрович. – Я уверен: профессиональное образование связывает художника по рукам и ногам. А я творю как хочу, без правил и канонов. Пусть с ошибками, неточностями. Главное – чтобы интересно было. И себе, и людям.
Екатерина МАКАРОВА.