15 сентября на сходе жителей сыктывкарского поселка Трехозерка представитель АО «Монди СЛПК» — директор по лесообеспечению Аксель Бендер – объявил о том, что с 2016 года предприятие по экономическим причинам отказывается от транспортировки леса по Вычегде.
Новость о закрытии сплава по Вычегде впервые прозвучала 13 августа, когда председатель правительства РК Владимир Тукмаков совещался с активом Усть-Куломского района.
— Сплав сегодня обеспечивает работой минимум 130 жителей района, — объяснила беспокойство местных жителей активистка движения «Коми войтыр» Галина Пашнина. — А если проследить всю производственную цепочку, с ним связаны около 400 устькуломцев. Закрытие сплава подрезает и бюджеты сельских поселений…
Уже тогда, в августе, В. Тукмаков подтвердил: закрытие сплава — это не слухи, а, к сожалению, данность.
«Спасайся кто может!»
Конечно, любое негосударственное предприятие, которым руководят акционеры и топ-менеджеры, вправе самостоятельно решать все вопросы, связанные с производством, в том числе и логистические.
Если возить лес по автомобильным дорогам экономически выгоднее, чем таскать его по реке, никто не сможет заставить производственников заниматься сплавом.
С другой стороны, столичный ЛПК играет в экономике Коми огромную роль. От «гиганта на Вычегде» напрямую зависят лесные районы. А за социальное благополучие местных жителей несут ответственность районные и республиканские власти.
Жители Коми пережили несколько масштабных экономических реструктуризаций. Было дело — целые отрасли закрывали. Но если реструктуризация угольной отрасли проводилась под контролем государства и горняков закрывающихся шахт худо-бедно переселяли в другие регионы, то прекращение сплава на Печоре в 90-е годы проводилось по принципу: «Полундра, спасайся кто может!»
Повторения этого печального опыта и опасаются сплавщики.
— Мы боимся оказаться брошенными, — говорят обитатели Трехозерки. — Нам нужна хоть какая-то определенность. Будет ли правительство принимать программу помощи тем, кто оказался в буквальном смысле у разбитого корабля?
У матросов есть вопросы
Житель Трехозерки Сергей Лодыгин работает на сплаве с весны 2009 года. Начинал матросом, сейчас он заместитель начальника службы речного транспорта Монди СЛПК. По мнению Лодыгина, многие аргументы в пользу прекращения сплава выглядят весьма спорно.
По сути эти аргументы свелись всего к двум, считает Сергей Николаевич: к нехватке кадров сплавсостава и обмелению Вычегды. Но ведь ближайшее к Сыктывкару речное училище в Котласе исправно выпускает речников. И если у республики сегодня есть потребность в кадрах матросов, рулевых-мотористов, капитанов судов, то можно отправлять людей на учебу в Котлас, как это делалось всегда. Тем более что желающих учиться среди трехозерской молодежи много.
Вычегда в последние годы действительно мелеет. Но обмеление происходит летом, а сплав древесины осуществляется весной, по большой воде.
— В нашей службе сегодня 95 человек постоянных работников. Весной приглашаем на работу еще около тридцати мотористов и капитанов, формировщиков плотов, — говорит Лодыгин. — Куда им податься?
Хоть совой о пенек
Жители Трехозерки рассказали, что в связи с ликвидацией предприятия им предложено сделать выбор из двух вариантов: сокращение по инициативе работодателя или сокращение по соглашению сторон.
— Но тут хоть совой о пенек, хоть пеньком о сову — все равно сове не жить, — горячится один из сплавщиков. — У большинства из нас только флотская профессия. Чтобы сойти на берег и твердо стоять на нем, нужно переучиваться. А у всех семьи, дети…
Сергей Лодыгин, похоже, лично для себя нашел ответ на этот вопрос — уезжать из Коми, пока еще есть силы найти работу и закрепиться в другом месте.
А вот Венере Кузнецовой уезжать некуда. Она работала судовым поваром на теплоходе, мать-одиночка. Теперь еще и безработная.
Юрий Ульныров воспитывает троих детей, а на иждивении жена-инвалид. Работал слесарем.
— Мало того, что мне нужно семью кормить. Так ведь еще и за ипотеку расплачиваться. Долг перед банком полтора миллиона рублей. Не знаю, что теперь делать, — говорит Юрий Алексеевич.
У капитана теплохода Виктора Гудырева четверо несовершеннолетних детей. Жена не работает, сидит по уходу за ребенком.
— Монди часть плавсостава оставляет. Заниматься очисткой Вычегды после сплава. Но всех все равно не возьмут, — расстраивается Виктор Анатольевич.
Капля в море
«Трибуна» попросила прокомментировать складывающуюся ситуацию главу администрации Усть-Куломского района Дмитрия Шатохина:
— В результате прекращения сплава по Вычегде пострадают и Эжва, и столичный поселок Трехозерка, но главным образом — Усть-Куломский район. У нас на сплаве работают 50 человек, а в весеннее время их количество увеличивается вдвое. Эти люди потеряют работу. Но потеряет и бюджет. По нашему району по налогам мы теряем около 10 миллионов рублей. Отдельный разговор — дороги республики. Если по ним, и без того зачастую разбитым, повезут еще 400 тысяч кубометров древесины, можно представить, что будет.
— Возможно ли в рамках социального партнерства предприятия с правительством Коми решить вопросы социальной защиты людей, которые останутся без работы? — спросили мы Д. Шатохина.
— Это не реально. С помощью программы соцпартнерства мы ежегодно создаем максимум пять рабочих мест в год. Но это капля в море на фоне грядущих сокращений, — резюмировал глава района.
Екатерина МАКАРОВА.