Недавно в селе Ижма появился необычный памятник. Композиция в виде разбитой лодки на камнях установлена в память о жертвах трагедии, которая 70 лет назад унесла жизни 27 земляков.
Утром 25 мая 1948 года из заречья в райцентр отчалила так называемая шняга — большая деревянная плоскодонная лодка. Свой первый рейс лодка-«пятитонка», вместимостью до 40 человек, произведенная на Няшабожской верфи, завершила в тот день благополучно. А вот второй — закончился катастрофой.
Безжалостная вода
— В лодке находилось 38 человек, — рассказывает 87-летний Андрей Васильевич Рочев, последний доживший до наших дней пассажир того злополучного рейса. — Четверо пассажиров сели на весла. Когда мы достигли середины реки, над нами неожиданно появилась черная туча, налетел шквальный ветер. Возможно, это был смерч, который в считанные минуты перевернул судно. Люди оказались в ледяной воде, многие не умели плавать. Двое смогли вплавь добраться до берега. Девятерым, в том числе и мне, удалось вскарабкаться на днище шняги. Неизвестно, долго ли мы сумели бы так продержаться, но на помощь подоспел ижемец Владимир Семяшкин. На своей маленькой лодке, вмещавшей всего четыре человека, он приблизился к нам и начал «спасательную операцию». Людей, цеплявшихся за шнягу, он забирал по трое и перевозил на берег.
Но итог был страшен: 27 человек утонули. Среди них был 33-летний следователь прокуратуры, 23-летний налоговый инспектор, учитель Ижемской школы, двое учащихся зооветеринарного техникума, рабочий-дорожник, а также участник войны, воевавший на флоте, Тихон Чупров из Бакура. Получилось, что военный моряк утонул в реке в мирное время. А вот его сыну Александру Чупрову удалось спастись…
Остальные жертвы — это в основном молодые женщины, которые торопились в то утро в райцентр на учебу или на работу.
Среди тех, кто не избежал печальной участи, была и 39-летняя Клавдия Старцева. Буквально накануне трагедии она была назначена заведующей РОНО. В свой первый день в новой должности женщина торопилась на работу…
Отцовская шапка
На самом деле чудом спасшихся оказалось не 11 человек, а больше. Когда лодка уже отчаливала, двое пассажиров в последний момент из нее выскочили.
— Мама мне рассказывала, что мой отец Терентий Братенков сел в ту же лодку, — свидетельствует известный ижемский общественник Николай Братенков. — Вдруг налетел сильный ветер и сорвал с него шапку. Головного убора лишилась и женщина из Бакура. Оба они тут же выпрыгнули из лодки — ловить свое добро. Это их и спасло. Я родился через полтора года после той трагедии. И если б не отцовская шапка, меня бы на свете не было…
Гибель подруги
— О трагедии на реке мне рассказывала моя мама Луиза Колодешникова, — рассказывает Валентина Хозяинова, ставшая одним из инициаторов создания памятника. — Среди погибших оказалась близкая мамина подруга, 19-летняя Мария Канева, работавшая в райцентре библиотекарем. Мама тяжело переживала смерть подруги и многие годы хранила фото студентов Мохченского
педучилища, трое из которых утонули в тот роковой день.
Вместе со своей дочерью-школьницей Ариной, которая занимается краеведением, Валентина Хозяинова стала собирать информацию о судьбах погибших и выживших. В результате этой поисковой работы и возникла идея установить на берегу памятник погибшим.
Лодку прибило к берегу
— Памятный знак установили на высоком берегу, напротив которого и произошла трагедия, — продолжает Андрей Васильевич Рочев. — Автором идеи стала 12-летняя Арина Чупрова. Ее идею сначала поддержала мама, затем подключились и другие ижемские активисты. Инициативу поддержал и районный Совет ветеранов.
Энтузиасты Валентина Хозяинова и Татьяна Суворова вместе со своими семьями приложили немало сил для создания этого памятника. В качестве основы композиции сразу же выбрали лодку, но ее пришлось долго искать. Бог распорядился так, что в большое весеннее половодье к берегу случайно прибило бесхозное судно. Заднюю часть этой лодки отпилили, а переднюю установили в качестве памятника.
Осталось облагородить участок и открыть памятный знак.
Наталья КОЛОДИНОВА.