Из маленького лесного поселка Приозерный (Корткеросский район) в редакцию позвонил мужчина:
— Рядом с моим домом построили жилье для переселения. Там получила квартиру бабушка — Валентина Ивановна Сержанкова. Дом с электроотоплением, но с платежами происходит что-то непонятное. За июль счет пришел просто космический!
В новом доме под переселение четыре квартиры, а заселена пока только одна — Сержанковой. Валентине Ивановне 81 год. Живет одна, родни поблизости нет.
В январе старушка получила счет за электроэнергию на 7100 рублей, в феврале — на 2100, в марте — 1896, в апреле — 4342 руб., а вот в мае, июне и июле счета составляли более 2500 рублей.
Откуда такие суммы?
— Это как же получается? — недоумевает пенсионерка. — В июле, когда жара стояла и никакого отопления я, конечно, не включала, счет за свет выше, чем в феврале и марте, когда я
отапливала квартиру!
Как быть, бабушка не знает. Разобраться самой пожилой женщине не под силу.
— Жора ездил в райцентр, но так ничего и не смог узнать, — рассказывает Валентина Ивановна. — Спасибо соседям, Вале и Жоре — они мне помогают. Когда-то мы вместе работали в леспромхозе, привыкли друг к другу.
Квартира Валентине Ивановне досталась хорошая. Есть водопровод, ванна с туалетом, электроплита. Для подачи горячей воды — бойлер. Правда, всеми этими благами пользоваться пенсионерка не привыкла. Бойлер, например, ни разу не включала (лучше в баню сходить), а на электроплите готовит редко. Плита у нее есть и газовая, а баллон с газом помогают доставлять соседи.
Откуда гигантский счет за свет — старушке неясно. Из действующих электроприборов у нее лишь телевизор, лампочки да холодильник. Логики в начислении бабушка не понимает.
«Вызывают недоумение»
Глава поселковой администрации Софья Богадевич выросла в Приозерном и всех местных хорошо знает. О Валентине Ивановне отзывается тепло:
— Она человек открытый, доброжелательный, очень скромный. Еще бодрая, с домашним хозяйством справляется сама, соцработника не просит. Жалоб от нее я не слышала. Правда, к новой квартире она привыкает с трудом.
В Приозерном, рассказывает Софья Николаевна, построили 17 новых домов по программе переселения. 51 семья получила новое жилье. Переехали пока не все, но к 1 ноября все старые развалюхи должны быть снесены, и администрация ведет работу с новоселами по скорейшему переезду.
— Я была в доме, где живет Валентина Ивановна. Вопреки разговорам о скверном качестве жилья под переселение дома по ул. Лесной неплохие, у них 3-летняя гарантия. Всем новоселам мы раздавали памятки с номерами телефонов. Если возникают проблемы, можно позвонить, застройщик быстро откликается, исправит. Но суммы счетов за свет и в самом деле вызывают недоумение. Может, что-то неправильно подключено? Я обязательно свяжусь с застройщиком…
Считали «по-среднему»
В свою очередь журналист «Трибуны» обратился в адрес АО «Коми энергосбытовая компания». Мы просили разобраться и дать доступный ответ пожилой жительнице Приозерного.
Вот какой комментарий получили от специалистов:
– Сумма в квитанции за электроэнергию формируется на основе показаний счетчика, которые потребитель передает в энергокомпанию. В случае, если их нет, согласно постановлению правительства поставщик вынужден выставить счет за электроэнергию на основании данных о среднемесячном объеме потребления, определенном по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев. Именно так и получилось у пенсионерки. По причине отсутствия показаний ПУ начисления производились по среднему потреблению за предыдущее полугодие (а это как раз зимние и весенние месяцы, когда расход электроэнергии возрастает в разы).
После получения показаний, переданных заявительницей в августе, компания произвела перерасчет, т.е. часть суммы, выставленная ранее по размеру среднемесячного потребления, была снята, и начисления приведены к актуальной сумме. Размер корректировки конкретно по этому случаю составил более семи тысяч рублей.
В зимний период начисления за электроэнергию, конечно, высокие. В жилом помещении пенсионерки установлено энергоемкое оборудование, дом полностью отапливается электричеством, а ведь оно, всем известно, самое дорогое.
Таким образом, энергетики еще раз акцентируют внимание своих клиентов на том, насколько важно ежемесячно и своевременно (в период с 18 по 23 число) передавать показания приборов учета.
В настоящее время компания предоставляет клиентам все возможные способы для передачи показаний, и люди разных возрастных категорий имеют возможность выбрать удобный для себя.
Подробнее о способах передачи показаний – на сайте www.komiesc.ru в разделе «Способы передачи показаний»
Специально для пожилых людей, таких как Валентина Ивановна, с прошлого года Коми энергосбытовая компания упростила процесс передачи показаний. Отныне энергокомпания обзванивает тех клиентов, которые не могут самостоятельно передать показания счетчиков, воспользовавшись доступными сервисами. Это касается в первую очередь пожилых людей (старше 60 лет). Валентина Ивановна также включена в такой список на обзвон. Теперь она показания ПУ будет диктовать специалисту по телефону.
Людмила КУДРЯШОВА.
От редакции. Как одиноко проживающая пенсионерка старше 80 лет Сержанкова может претендовать на ряд льгот по оплате услуг ЖКХ.
Однако получение льгот сегодня носит заявительный характер. Валентина Ивановна — человек скромный, соцработника у нее нет, а сама собрать нужные документы она не может. Тем не менее мы постараемся ей помочь.