20 ноября в Театре оперы и балета Коми пройдет бенефис, посвященный 15-летию творческой деятельности оперной дивы Оксаны Клипки. В этот день поклонники артистки увидят ее в оперетте Штрауса «Летучая мышь».
Корреспондент «Трибуны» побеседовал с артисткой накануне бенефиса.
Оксана Клипка в спектакле «Моя жена – лгунья».
«Не хочу умирать в праздник»
— Оксана Валерьевна, почему свой творческий юбилей на сцене вы отмечаете «Летучей мышью»?
— Могла бы выбрать и «Травиату» или «Риголетто». Возможно, для оперной певицы это было бы более престижно. Но в «Травиате» Виолетта, которую я исполняю, умирает, в «Риголетто» моя героиня Джильда тоже. Мне не хотелось «умереть» в праздник.
А в «Летучей мыши» атмосфера праздника, карнавала — то, что и нужно для бенефиса. Я играю Адель. Она горничная, но по сути актриса. Даже вытирая пыль, Адель все время себя кем-то представляет. Это как раз про нас, артистов. Адель очень находчивая, живая, сообразительная. В конце концов, пусть даже после легкого шантажа, Адель берут в театр. Ее мечта сбылась.
— Вы своего места в театре тоже добивались интригами?
— Никаких интриг! Только работоспособность. На уроках вокала до сих пор записываю себя на диктофон, а потом слушаю, не сфальшивила ли. А если честно, то я вообще не думала стать оперной певицей. Хотя в искусство пришла рано. Моя старшая сестра Оля ходила в Выльгортскую музыкальную школу. Она меня туда и привела. Сестра музыку бросила, а я нет. Закончила училище искусств по классу фортепиано. В училище был факультатив по пению. Попала к прекрасному педагогу и человеку Марату Константиновичу Козлову.
— Он в вас разглядел будущую звезду?..
— Марат Константинович всех нас хвалил. Но и после его похвал я еще не думала о карьере оперной певицы. Путь на большую сцену был долгий. Сначала я вышла замуж, родила сына, работала концертмейстером в гимназии искусств и в школе № 35. И лишь после этого все-таки созрела и окончила Нижегородскую консерваторию имени Глинки.
«Меня купили на ярмарке»
— А как вы вернулись в Сыктывкар?
— После консерватории нас, по традиции, выставляют на «ярмарку». Мы ведь товар для режиссеров и руководителей театров. Конечно, были предложения и помимо столицы Коми, но здесь у меня были уже семья, дом.
Начинала я со сказки «12 месяцев». И до сих пор в ней играю.
— Вы много ездите, гастролируете заграницей. Не было искушения где-то остаться?
— Наш театр заграницей принимают очень хорошо. Но меня после спектакля никогда никто не узнает. Сниму костюм, грим, уложу волосы в обычную прическу… Люди подходят к нам и спрашивают: «А где Виолетта?» (эту роль Оксана Клипка исполняет в «Травиате» — Ред.). А я стою там рядом, скромная такая…
Сейчас есть задумки поездить по России приглашенным артистом. Но не буду говорить, кто и куда приглашает. А вдруг не получится?
А есть ли мальчик?
— Вы, наверное, как и все артисты, человек суеверный?
— Я бы не сказала, что очень. Если на пол упадут ноты, я не сяду на них «пятой точкой». Но я верю в судьбу.
— Оксана Валерьевна, вы выступаете в разных жанрах, а какая самая любимая постановка?
— Каждая моя роль дорога мне, потому что вкладываю душу. К примеру, в мюзикле «Кот в сапогах» я играю Кота. Это детский спектакль, но он очень сложный. Во-первых, какой из меня мальчик? А во-вторых, там меня так гримируют, делают из меня такого пушистого котяру, что после каждого спектакля я худею на три килограмма.
Люблю «Снегурочку» — это моя первая оперная партия.
День тишины
— Правда ли, что перед концертом оперные певицы стараются совсем не разговаривать?
— Слышала, что Анна Нетребко всегда устраивает «день тишины», молчит, даже ни с кем не здоровается. Я, конечно, так не делаю, но перед серьезными партиями тоже берегу голос. Каждый человек индивидуален, и нужно слушать свой организм. К примеру, я заметила, что мне совершенно противопоказано шампанское. Даже одного бокала накануне спектакля мне достаточно, чтобы я осталась без голоса. А вот мясо, наоборот, помогает.
— Какие подарки вам дарят поклонники? Не досаждают ли?
— Внимание не может быть досадным. У нас у всех есть странички в соцсетях. Но, бывает, пишут или звонят подозрительные личности. Недавно я получила письмо от «поклонника», приглашает на свидание. Я сразу рассказала о письме мужу. На работу меня провожал сын, он уже взрослый, занимается спортом и может защитить маму. А вечером на машине встречал муж.
Для меня самый дорогой подарок от зрителя – аншлаг в зрительном зале. Несколько лет назад в нашем театре поставили музыкальный детектив «Ограбление в полночь». Там я играла Цицу, девушку легкого поведения. Один из зрителей, видимо, решил, что и в жизни я такая доступная. Решил приударить. Но я ему быстро все объяснила. Хорошо, что поняли друг друга. Тем не менее, с той поры он ходит на каждый мой спектакль. Вот и так, бывает, мы привлекаем народ в театр.
Предчувствия ее не обманули
— Оксана Валерьевна, я слышала, у вас есть и другой талант — гадаете на картах, предсказываете будущее, готовите целебные снадобья из трав. Откуда что взялось?
— Гадать на картах меня научила моя бабушка. Она была великолепной травницей, знала много рецептов. Но здесь, в Коми, совсем мало трав осталось. В последнее время даже зверобой трудно найти. Летом специально за травами я ездила к родственникам в Углич.
Однажды мы с мамой приезжали в гости в Харьков, и дед вез нас на машине. С нами был и дядя Ваня. Вдруг я увидела, что с дядей случится беда, и рассказала об этом маме. Предчувствие сбылось.
Я всегда чувствую собеседника, знаю, что он на самом деле думает обо мне. Но специально в будущее я стараюсь не заглядывать. Это очень опасно, тратишь много сил и энергии…
Беседовала
Екатерина МАКАРОВА.
Фото Евгении Габовой