Предстоящее в конце июня нынешнего года 50-летие АО «Монди СЛПК» – не просто золотой юбилей одного из ведущих предприятий Коми. Значение этого юбилея выходит за границы собственно комбината. Ибо его строительство и работа привели к коренному изменению социально-экономического облика республики.
Официальная дата начала работы Сыктывкарского лесопромышленного комплекса – 29 июня 1969 года. В этот день свою первую серийную продукцию выдала первая – картоноделательная – машина. Но задолго до этого на ЛПК, который начали строить еще в начале 60-х, появилось несколько крупных промышленных объектов. Ведь для пуска машины нужна целлюлоза – ее варили также на комбинате. Для целлюлозы, в свою очередь, нужна древесина, которую складировали и обрабатывали также на комбинате.
Три возможных ЦБК
До открытия нефтяных, газовых и угольных месторождений главным богатством Коми края считался лес. Первое лесопильное предприятие в Автономной области Коми – Усть-Сысольский лесозавод (ныне Сыктывкарский ЛДК) – открылось через пять лет после провозглашения самой области. Это было большим достижением, ведь до той поры главным товаром был только лес-кругляк.
Руководство Коми автономии практически сразу вслед за пуском Усть-Сысольского лесозавода начало думать о мерах по дальнейшему развитию и углублению переработки древесины.
3 ноября 1929 года в селе Слобода под Усть-Сысольском (ныне Эжвинский район) состоялся митинг, посвященный строительству будущего целлюлозно-бумажного комбината.
Изыскательские работы 1929-1937 годов выявили целых три подходящих площадки для строительства будущих ЦБК в бассейне Вычегды, причем первый из них планировалось построить не в Слободе, а в Княжпогосте. Этим планам помешала Великая Отечественная война, в условиях которой значение угля, конечно, не могло сравниться с бумагой.
После войны, помимо Сыктывкара, для строительства еще одного ЦБК рассматривался также город Печора.
«Работа захватила молодого специалиста»
Идейным вдохновителем строительства лесопромышленного комплекса под Сыктывкаром история поручила быть уроженцу Усть-Куломского района, инженеру ленинградского института «Гипробум» Николаю Тюрнину.
Именно Н. Тюрнин возглавлял проектно-изыскательские работы 30-х годов. Вот как это описывается в книге «Эжвинская застава»: «Работа захватила молодого специалиста. Заготовляя и отправляя в различные области страны сотни тысяч кубометров древесины, республика сама очень мало перерабатывала ее. Потери при сплаве, отходы на местах заготовок – сучья, вершины, пни… Становилось обидно: путь древесины был вымощен золотом, страна теряла миллионы рублей.
На основе тщательных изысканий в 1937 году Николай Николаевич разработал первый проект Сыктывкарского комплекса. Но его доработке помешала война. В послевоенные годы Н. Тюрнин значительно усовершенствовал свое предложение по комплексной переработке лесных богатств республики».
Битва за проект
В 1952 году происходит знаменательное событие. Николай Тюрнин увлекает тогдашнего председателя Совета Министров Коми АССР Зосиму Панева идеей строительства Сыктывкарского ЛПК. И последний открывает свою «проектно-изыскательскую экспедицию», которая в условиях предельно жесткой централизованной плановой экономики СССР приобретает характер хождения и сидения в приемных высоких московских кабинетов.
«Экспедиция» Панева пережила в том числе и смерть Иосифа Сталина в 1953 году. После этого в Политбюро ЦК КПСС начинается известная борьба за власть, а у премьер-министра Коми идет собственное сражение – с коллегами из Архангельской области. Панев чувствует, что кто-то постоянно проталкивает тезисы о бесперспективности строительства ЦБК в среднем течении Вычегды.
В июне 1953-го архангелогородцы одерживают, казалось бы, серьезную победу. Союзный Совмин постановляет строить крупный целлюлозно-бумажный комбинат в устье Вычегды – в поселке Коряжма под Котласом.
«А в дальнейшем пустим на нем и вторую очередь, куда и пойдет древесина из Коми» – эти аргументы Зосима Панев регулярно слышит в Москве.
Но он не сдается – продолжает топтать ковры в московских властных коридорах. И через два года одерживает блестящую победу. В 1955 году Министерство целлюлозно-бумажной промышленности СССР наконец-то одобряет план строительства Сыктывкарского ЛПК.
Эти два имени – Николай Тюрнин и Зосима Панев – отныне навсегда будут вписаны в историю Коми. Как те, кто коренным образом изменил пути социально-экономического развития республики.
Ключевая станция
Одним из косвенных последствий важной политической победы Зосимы Панева стало существенное изменение статуса небольшой железнодорожной станции Микунь Северной железной дороги. До 1958 года она была достаточно рядовой станцией, пусть даже с собственным депо. Когда стало ясно, что под Сыктывкаром вот-вот начнется масштабное строительство лесопромышленного комплекса, именно станцию Микунь было намечено сделать ключевой и узловой для этого строительства.
В январе 1958 года отсюда началась прокладка ветки на Сыктывкар, которая велась ударными темпами. Уже через два года по ней пошли первые грузовые составы. А 22 января 1961 года в Сыктывкар прибыл первый пассажирский поезд.
С той поры подавляющее большинство грузов по этой ветке прямо или косвенно связано с Сыктывкарским ЛПК.
(Продолжение следует)
Валерий ВАЛЕНТИНОВ.
ПОСТСКРИПТУМ
Двенадцать институтов на один проект
Из книги Е. Бородихина и В. Литвинова «Эжвинская застава»:
«В плане развития народного хозяйства республики на 1959 год появились знаменательные строки: «В этом году будут заложены жилой поселок и предприятия для строительства Сыктывкарского лесопромышленного узла: завод бетона, деревообрабатывающий завод, автогараж, база материально-технического снабжения».
Четверть века отдал Николай Николаевич осуществлению своей большой мечты – созданию лесопромышленного предприятия в месте слияния Вычегды и Сысолы, и именно здесь в 1959 году начались первые изыскательские работы. Интерес, внимание к будущей стройке растут с каждым днем. Анализы и расчеты еще раз подтверждают огромную экономическую эффективность предложения Тюрнина, и в 1960 году Совет Министров РСФСР поручил ленинградскому «Гипробуму» составить проектную документацию Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. К ответственной работе были привлечены также двенадцать институтов Госплана РСФСР, министерств и комитетов при Совете Министров СССР. Главным инженером проекта был назначен Николай Николаевич Тюрнин».
На правах рекламы