31 мая в театре драмы им. Савина состоится премьера спектакля «Любочка» по пье-се актера Владимира Кузьмина. Это будет бенефис народного артиста РК, приуроченный к его 65-летию.
В творческой «копилке» Кузьмина множество ролей. Ему подвластны все жанры: комедия, мелодрама, трагедия. Теперь, как выяснилось, он примерил на себя и роль автора пьесы.
Шекспир, кстати, тоже играл на сцене.
Работа до пота
Накануне бенефиса Владимир Кузьмин ответил на вопросы «Трибуны».
— У многих артистов — семейные корни… А у вас?
— Я редкое исключение. Моя мама работала мастером на молзаводе, отец — водителем. Но с детства я любил декламировать стихи. В четыре года читал так проникновенно, что родственники рыдали…
По идее, я должен был стать учителем математики. Мне хорошо давались точные науки. Но с этого пути меня в 14 лет сбил мой друг, увлекавшийся театром. Он уговорил меня устроиться вместе с ним монтировщиком сцены. Оказалось, что эта работа — до соленого пота. Через месяц мы решили — выступать на сцене легче, чем ворочать тяжелые декорации, и нужно прибиваться к артистам…
Мы с приятелем поступили в драмкружок при Доме культуры. И первая же моя роль победила на фестивале народных театров в Хабаровске.
Я тогда думал: зачем работать, если можно красоваться на сцене, купаться в аплодисментах? И лишь с годами понял, что театр — это тяжелый труд. Но когда я это понял, бежать было уже некуда. В общем, я крепко влип.
Ключи от квартиры, где роли лежат
В 1974 году Владимир Кузьмин окончил Иркутское театральное училище по специальности «Актер драматического театра». С тех пор он успел поработать на сценах 15 (!) театров России. В труппе Государственного академического театра драмы им. В. Савина Кузьмин появился осенью 1996 года.
В Сыктывкаре, как считает сам артист, он оказался «по божьему промыслу».
В лихие 90-е годы в Архангельском драмтеатре артистам перестали платить зарплату. Денег на культуру катастрофически не хватало. Зато бюджетные деньги нашлись на командировку директора театра в Нью-Йорк. Это так возмутило Кузьмина, что он написал заявление об уходе.
— Главный режиссер слезно просил меня задержаться, — рассказывает Владимир Михайлович. — И я, спрятав обиду, согласился.
Честно доработав сезон в Архангельске, Кузьмин уехал в Москву на актерско-театральную биржу, пытался искать работу в других театрах.
— Всем тогда требовались артисты до 25 лет, — вспоминает он. — А мне было уже 46. Я расстраивался, спрашивал с подковыркой: «Вам, господа, хороший артист нужен или молодой?» Именно тогда ко мне подошел главный режиссер сыктывкарского театра Виктор Свиридкин. Он сказал: «Мне нужен Никита для спектакля «Власть тьмы». Если согласны на Никиту — вот ключи от квартиры». И я поехал.
Полный завал
— В Сыктывкаре меня встретила Валентина Хвостова, — продолжает Владимир Михайлович. — Когда-то она была балериной, а в то время мастерила для театра шляпки. Потом оказалось — она еще и целительница, экстрасенс. И, как ясновидящая, она мне с порога сказала: «Ваше место только здесь!». Так и оказалось. В Сыктывкаре меня завалили ролями!
— Говорят, вы коллекционируете театральные курьезы?
— Особенно — оговорки. Например, в Архангельске одна актриса на вопрос «Где ваш супруг?» крикнула со сцены: «Он прищемил себе дверью яйца!» А по роли надо было сказать «пальцы». Бедная женщина просто оговорилась, но получилось — жестоко… Сцена – это вообще жестокое место!
«Любочка» созрела
— Владимир Михайлович, как вы обнаружили в себе драматурга?
— Писать я начал еще во времена студенчества. На первом курсе мы с Владимиром Гуркиным (автор пьес «Любовь и голуби», «Кадриль», «Саня, Ваня, с ними Римас») сочиняли этюды. Это занятие потом вообще превратилось в способ заработка. Некоторые пьесы я дарил друзьям, некоторые у меня своровали, некоторые я просто выбрасывал в мусорную корзину.
С «Любочкой» у меня не было никаких творческих мук. Она во мне созрела настолько, что я сел за стол и написал ее за два дня. Показал текст супруге. Она сказала, что это полная ерунда, «охи и ахи» — никто смотреть не будет. И добавила: «Комедия нужна, комедия!».
На другой вечер я переписал все набело. Теперь уже — в жанре комедии. Так что приходите — будет смешно!
Екатерина МАКАРОВА.