Не так давно указом президента страны утверждены Основы государственной культурной политики. В числе разработчиков Основ значится профессор кафедры культурологии и педагогической антропологии Сыктывкарского государственного университета, доктор культурологии Владимир СУЛИМОВ.
Сегодня он — собеседник «Трибуны».
Культура в приоритете
— Владимир Александрович, как вы стали разработчиком «Основ государственной культурной политики»?
— Разработчиком стала группа экспертов Научно-образовательного культурологического общества России. А я — член президиума этой организации. Мы работали над этой проблематикой года два, мне пришлось выступать на трех крупных культурологических научных форумах в Санкт-Петербурге, а также участвовать в подготовке предложений в проект «Основ». И я очень рад, что многие из моих предложений и формулировок вошли в итоговый документ.
— Какие, например?
— Область культуры была включена не только в приоритеты государственной политики, но и в понятие национальной безопасности как мощный фактор формирования национального и государственного единства, повышения качества человека. Формирование человека, понимающего и любящего язык, культуру, историю своего народа, умеющего понимать и уважать культуру других народов, видящего свое место в общественном развитии, — это задача чрезвычайно важная, от ее решения во многом зависит и настоящее, и будущее.
— Культурология — новое направление в гуманитарной науке?
— Нельзя сказать, что новое, точнее, бурно развивающееся. Еще Маркс писал о роли культурных практик в развитии человека и общества. Много и основательно писал на эту тему Питирим Александрович Сорокин, которого мы стали тоже читать и перечитывать сравнительно недавно.
Сегодня большинству представителей мировой социологической и философской элиты ясно, что без изучения особенностей человека в культуре, его сознания, его картины мира, его социальных и культурных практик (возможностей, умения и желания что-либо делать) экономические и социальные программы развития не могут быть осуществлены. Они попросту «обнуляются» еще на стадии планирования и внедрения: некому и незачем делать то, что написано в программе.
Главное звено
— Значит, за что бы мы ни брались, начинать следует с культуры?
— Многие по-прежнему думают, что культура — это самостоятельная область, существующая в ряду других областей: экономики, финансов, образования, социальной сферы, политики, обороны и безопасности, искусства, науки.
Один из основоположников культурологии академик Маркарян говорил, что понятия «культура», «наука», «образование» существуют в природе и обществе только в таком порядке, и только в таком порядке они объясняют друг друга: культура создает пространство индивидуального и социального существования человека, наука открывает человеку перспективы его развития, а образование показывает пути и механизмы человеческого совершенствования. В XXI веке — веке знания, веке информационном – это тем более так.
— А что изучает современная культурология?
— Социально-культурные условия существования человека, закономерности культурного развития общества, особенности культурной картины мира, запечатленной в сознании человека, и те культурные практики, которые человек предпочитает.
Культурология изучает культуру и человека в культуре в историческом и современном аспектах. Это очень сложная и ответственная научная деятельность, сопряженная с другими сферами: социально-гуманитарной и психолого-педагогической. Интересно, что именно к таким работам, изучающим человека в культуре как универсального субъекта истории, пришел в конце своей жизни Питирим Сорокин, имя которого сегодня носит наш университет.
Поэтому наша кафедра культурологии и педагогической антропологии по определению — интегрированная: гуманитарно-педагогическая, работающая и над проблемами философии культуры, социально-культурными проблемами, проблемами современных педагогических практик и технологий.
Кто ты, человек Севера?
— Над какими научными проблемами вы работаете сегодня?
— Человек Севера — вот проблема, которая больше всего волнует. Этот человек должен быть способным реализовать масштабную задачу – «северного поворота» всей культурной и социально-экономической политики России, того поворота, который в научном плане представляется совершенно неизбежным.
Именно с целью найти ответ на этот вопрос мы открываем на базе нашей кафедры и Института культуры и искусства новую научную лабораторию — Лабораторию социокультурных исследований Севера (ЛСИС). На базе этой лаборатории мы будем продолжать ту серьезную теоретическую работу, которую начали несколько лет назад — комплексное исследование северного культурного пространства России.
— Понятие «человек Севера» шире, чем понятие «житель Коми»?
— Конечно. Заделом для создания лаборатории стала серия работ совместно с санкт-петербургскими учеными по исследованию культурных индустрий Кольского полуострова, крупная инновационная культурно-антропологическая работа (совместно с профессором Фадеевой) «Семиозис: субъективная антропология символической реальности».
Есть и новая работа, которая создается сегодня в нашей с Ириной Евгеньевной Фадеевой творческой лаборатории, — «Антропология Питирима Сорокина».
Эгоисты и альтруисты
— В прошлом году в рамках ежегодных Февральских чтений, приуроченных к 125-летию П.А. Сорокина, прошла дискуссионная площадка «Идея альтруизма П. Сорокина и современная молодежь». Вы были организатором чтений. О чем там шла речь?
— И эта конференция, и главное научное событие прошлого года – Международная научная конференция «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века» — показали, что присвоение имени Питирима Сорокина Сыктывкарскому государственному университету оправдано именно с научной точки зрения. В последние несколько лет в университете происходит серьезное развитие научной деятельности в области социально-культурных исследований, а также в той сфере, которую на Западе называют социальной и культурной антропологией. И что очень важно — в этих исследованиях все больше молодых и даже начинающих лиц — аспирантов, магистрантов, студентов старших курсов.
Растет интерес к тем вопросам, которые когда-то «задал» Питирим Сорокин и «оставил» для ответа следующим поколениям. И главный из них: как осуществить переход от общества столкновения интересов, вражды и ненависти к обществу творческого сотрудничества людей, от общества эгоизма к обществу альтруизма, человеколюбия.
Интересно, что это наша, «отечественная», постановка вопроса, которая не понималась и не понимается в американской и западноевропейской научной традиции. Питирима Сорокина даже открыто критиковали за идеализм и оторванность от «реальности». Но когда я вижу сегодня не только теоретический, но и весьма практический интерес студентов университета к волонтерской деятельности, тягу к бескорыстию, к работе над проектами явно альтруистического содержания, я начинаю понимать, что Питирим Сорокин во многом прав. Будущее — за сотрудничеством и взаимопомощью, как бы это иногда ни казалось утопией.
Легко ли быть с молодыми?
— Весной прошел второй сезон игры «Мнение поколения». Команды из разных учебных подразделений вуза сражались друг с другом в рамках дебатов на заданную тему. Вы были постоянным арбитром. Было ли интересно профессору Сулимову слушать юных философов?
— Мне не только было интересно, но и очень полезно. Такого накала борьбы молодых интеллектуалов, каждый из которых проявляет серьезные знания и немалые умения публичной дискуссии, я, честно говоря, не видел давно.
Причем от игры к игре мы все обогащались, обогащался и я новыми знаниями и наблюдениями. Вообще, это весьма удачный и перспективный проект, который, кстати, придуман самими студентами. Он означает, что эпоха знаний, о которой говорили выдающиеся умы прошлого, уже пришла, она реализуется молодыми людьми. И я очень надеюсь, что все это продолжится и будет развиваться.
Поэтому я бы ваш вопрос несколько перефразировал: насколько долго молодым интеллектуалам будет интересно с профессором Сулимовым? Хотелось бы подольше. И для этого нужно много работать.
Тихон САНИН.