Можно закатать в асфальт полмиллиарда, но решит ли это дорожные проблемы?

В этом году Москва расщедрилась, выделив небывалую для столицы Коми сумму на ремонт городских улиц — свыше полумиллиарда рублей. Заслуги Сыктывкарской мэрии в этом нет, но с нее спросят жестко — сотни миллионов нужно освоить в кратчайшие сроки.

IMG_1525 IMG_1529
Вместо щебня и гравия под асфальтом — песок.

Дорожники стараются: по центру столицы уже месяц проехать невозможно, чуть ли не на каждой улице кладут новый асфальт, весь город пропитан запахом битума.
Объяснение простое: 22 августа грядет юбилей республики, на который съедутся высокие гости из Москвы и других регионов. Они должны лицезреть процветающую столицу национальной республики. Приедут, конечно, и свои граждане из провинции — они тоже должны увидеть происходящие преобразования: как-никак впереди выборы, новое правительство делает все возможное для жителей региона! И тотальный ремонт столичных улиц — своего рода козырная карта в этой «праздничной игре». Кстати, соседи-кировчане уже сейчас нам свирепо завидуют. Кировские улицы напоминают полигон для танков — яма на яме…
Поскольку денег навалом, а времени, наоборот, не хватает, асфальт меняют даже там, где есть небольшие шероховатости и отдельные ямки. Пример — кусок улицы Кирова, где «ремонтировали» совершенно ровную дорогу по новой технологии: машина «сдирала» верхний слой покрытия, а затем на это место укладывали новый слой асфальта. По проекту, в ближайшее время также будет «ремонтироваться» улица Коммунистическая возле памятника воинам-интернационалистам. Хотя этот участок вряд ли нуждался в особом ремонте.
Если бы часть денег, выделенных на столичные улицы, пошла на ремонт непроезжих дорог, например, в Усть-Куломском или Ижемском районах, это была бы огромная радость для селян. Но это, видимо, сегодня не актуально. Ведь высоких гостей, которых ждут на юбилее Коми, не повезут в глубинку. И они не узнают о настоящем бездорожье…

IMG_1547
Большегрузы – гроза улиц.

Дорого и сердито

Люди, имеющие опыт строительства дорог, утверждают, что деньги в столице зачастую расходуются почем зря: через короткое время потребуется новый ремонт. Ведь тонкий слой асфальта кладется на слабое основание! А коль так, новое покрытие скоро начнет проваливаться — такое все мы видели неоднократно.
Впрочем, если власти города не станут пускать в центр большегрузы, он еще некоторое время будет иметь «товарный вид». А вот периферийные улицы и дороги на окраинах, по которым идут тяжеловесные лесовозы, фуры, самосвалы и прочая техника, уже следующей весной потребуют ремонта.

IMG_1511 IMG_1508
Весового контроля нет. Есть вагончик, набитый бездействующим

оборудованием. Его круглосуточно охраняют сторожа и овчарки.

«Беспредельщики» на колесах

Все прекрасно помнят «войну» ГИБДД с перевозчиками древесины, которая развернулась этой весной на трассе Сыктывкар—Усть-Кулом. Раннее потепление привело к тому, что асфальт «поплыл»: основание дороги не выдержало и стало проваливаться. Обычно на период таяния снега вводится «чрезвычайный режим» — ограничение передвижения большегрузов по трассам. В этом году введение такого режима запоздало, момент был упущен.
Потребовалось вмешательство в ситуацию на самом верху. Прошли многочисленные совещания, а после грозного указания врио главы РК Сергея Гапликова служба ГИБДД сумела остановить беспрерывный поток перегруженных лесовозов. На въезде в город был поставлен заслон в виде весового контроля. Правда, «окошки» в этом хилом заборе полиции все же были, и некоторое время отдельные большегрузы прорывались через город. Так продолжалось практически до конца мая, потом поток «беспредельщиков» иссяк.
Вроде бы порядок на трассах возле Сыктывкара был наведен. Но в июне лесовозы вновь пошли! И идут сейчас сплошным потоком. Никаких передвижных весовых пунктов на трассах нет. А стационарный весовой пункт на объездной дороге не функционирует.

Чужое добро

Стационарный пункт весового контроля был с помпой введен в 2010 году: на его открытии присутствовал губернатор Вячеслав Гайзер. «Под фанфары» было заявлено, что теперь-то мимо не проскочит ни одна машина с перевесом.
Но уже через семь месяцев после пуска система весового контроля вышла из строя. Контракт с фирмой, монтировавшей оборудование, был разорван, деньги вроде как эта контора вернула. А вот оборудование не демонтировала и не забрала. И вот уже скоро шесть лет государственное казенное учреждение РК «Дорожный контроль»
охраняет чужое добро. Сейчас на девятом километре объездной дороги стоит вагончик, набитый электроникой, который круглосуточно охраняется то ли операторами, то ли сторожами со служебными овчарками. Такие же пункты имеются в Усинске и Ухте.

Песочная подушка

Кто у нас отвечает за сохранность асфальта на улицах? Вроде бы — администрация города. Но какова эффективность этого контроля? Если судить по тому, как специалисты одного из ее отделов выдают пропуска на проезд большегрузов по улицам города — не очень высокая. Иначе бы не ездили по центральным улицам огромные фуры, а 40-тонные самосвалы не возили бы песок на строительство набережной в парке Кирова в период распутицы и по только что уложенному асфальту.
Согласно нормам, по нашим дорогам могут ездить автомобили весом не более 44 тонн и с нагрузкой на ось не свыше 8 тонн. А современный лесовоз с прицепом может везти до 110 тонн! Существующие дороги такой груз просто не выдерживают, тем более — в период распутицы. Асфальт продавливается (особенно если его кладут на песок, как это происходит сегодня).
Иллюстрацией может служить снимок, сделанный на улице Первомайской напротив здания «Северного народного банка», где коммунальщики ремонтировали колодец. Многослойный асфальт опирается на песчаную подушку, видна трещина. Если здесь пройдет 40-тонный грузовик марки «Вольво», асфальт наверняка треснет. Хорошо, что самосвалам здесь ездить запрещено. Зато они ездят по другим улицам, где асфальт может быть еще тоньше!
Выходов два: либо увеличивать толщину асфальта, либо не пускать по нему тяжелые машины. Можно поступить иначе: сделать хорошее основание для асфальта, но для этого нужно менять подход к ремонту в корне. Проще говоря, вынуть песок, сделать подушку из щебня и гравия, все это утрамбовать, а уж потом укладывать асфальт. Увы, как утверждают специалисты, на многих улицах города под дорогами нет настоящей подушки, кое-где вообще пустота. Но кого это интересует в преддверии больших торжеств и выборов?

Как откупиться от контролеров

Вопрос о контроле за большегрузами остается нерешенным, и осенью он возникнет с новой силой. Власть, увлеченная подготовкой к юбилею, как-то подзабыла о перевозках древесины и вообще о большегрузах и дорогах, по которым эту древесину везут. Дело в том, что при существующих расценках перевозчик вынужден грузить автомобиль по максимуму: не везти же ему на машине грузоподъемностью в сто тонн всего 20! Он обанкротится буквально за один сезон.
Надеяться на «Дорожный контроль» с мифическими «стационарными» пунктами нет оснований. Раньше перевозчики находили обходы по лесным трассам, подкупали контролеров, а то и просто покупали «индульгенцию» — пропуск на проезд мимо пункта без взвешивания. Причем «индульгенцию» выдавали официально — за определенную цену. Теперь же это и вовсе может стать нормой.
Получается, что одной рукой контролеры борются за сохранение дорог, запрещая движение с перегрузом, а другой берут «мзду» за то, что закрывают глаза на нарушения. Такие пропуски действуют и сейчас. В Усинске, к примеру, одна нефтяная компания, перевозящая сырье с буровых к пунктам сбора, уплатила за такие пропуски в этом году 22 миллиона рублей. И ее «наливники» с перегрузом возили нефть всю весну, забыв о контролерах и запретах.
Скорее всего, в бой опять пойдет ГИБДД, которая получила передвижные «треноги» и «блокираторы», позволяющие останавливать нарушителей, которые превышают нормы нагрузки. Но это лишь обострит проблему.
По мнению председателя Коми республиканской профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ивана Урсу, запретительные меры здесь не помогут. Решение проблемы лежит в экономической плоскости. Перевозчик, обладая мощной и дорогостоящей техникой, не будет работать себе в убыток — он не пойдет на снижение грузоподъемности. И выход здесь только один: повышать расценки за перевезенный груз. В противном случае «дорожные войны» не закончатся никогда.

Анатолий ПОЛЬКИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники