Сегодня любой желающий может купить себе самолет или даже вертолет — были бы деньги.
Цена на подержанный четырехместный самолет в летном состоянии сопоставима с ценой 3-комнатной квартиры в столице Коми. А вот новый самолет стоит не менее 10-18 миллионов рублей, вертолеты — на порядок дороже.
Частникам предлагают воздушные аппараты самых разных типов.
Вперед, в небо
Чтобы летать на частном самолете, надо пройти медкомиссию и обучение в сертифицированном учебно-тренировочном центре подготовки авиационного персонала. После этого необходимо пройти техосмотр, получить сертификат летной годности воздушного судна, свидетельство о государственной регистрации. Кроме того, застраховать судно — приобрести что-то вроде летного полиса ОСАГО.
И все — вперед, в небо. Но летать в свое удовольствие можно лишь в том случае, если вы соблюдаете единые правила выполнения полетов и порядок безопасного использования воздушного пространства.
Маленькие растут
Число самолетов и вертолетов малой авиации, или авиации общего назначения (АОН), в России ежегодно растет.
Сейчас в российском госреестре гражданских воздушных судов в собственности юридических и физических лиц — свыше пяти тысяч легких и сверхлегких воздушных судов. Половина из них — частные. В связи с этим все чаще возникают вопросы правового регулирования полетов малой авиации и ее взаимодействия в небе с «большой».
Для налаживания такого взаимодействия в Сыктывкаре на днях прошло совещание владельцев и пилотов частных воздушных судов малой авиации Коми. В его работе участвовали руководители и ведущие специалисты Коми регионального управления воздушного транспорта, СевУралаэронавигации и Коми регионального центра подготовки авиационного персонала.
Были также представители единственного в республике заказчика авиационных работ для самолетов авиации общего назначения — Коми регионального лесопожарного центра. Других заказчиков пока нет, но они уже, что называется, «на подходе».
— Авиация общего назначения — это гражданская авиация, не используемая для коммерческих воздушных перевозок, — пояснил руководитель Коми межрегионального территориального управления воздушного транспорта Сергей Полецков. — Однако каждый, кто вложил деньги в приобретение летательного аппарата, в подготовку летного и технического состава, в содержание, хранение и охрану судов, думает о том, как можно компенсировать эти затраты, на чем заработать деньги.
— И такая возможность существует, — заявил Сергей Полецков. — Для этого надо первым делом пройти сертификацию. Процедура сертификации, при наличии всех документов, занимает не больше недели. В республике есть первопроходцы, которые получили сертификат и на этом основании заключили договор на выполнение авиационных работ.
Сергей Полецков выразил надежду, что в ближайшем будущем частная авиация начнет работать на благо республики.
Начальник Сыктывкарского центра единой системы организации воздушного движения Виталий Григорьев отметил, что в 2015 году у нас увеличилась интенсивность полетов малых ВС в воздушном пространстве республики.
В небе республики сегодня летают и L-410, и Embraer-45, и другие типы судов. Полеты авиации общего назначения все чаще пересекаются с полетами «большой» авиации. В целях безопасного использования воздушного пространства частным пилотам надо всегда информировать авиадиспетчеров о своих намерениях и согласовывать свои действия со службой движения.
Андрей ПАРХАЧЕВ.