Деревни Эжол, Лабором и село Керес Корткеросского района постепенно «отчаливают» от остальной республики, превращаясь по сути в остров.
Эти населенные пункты от столбовой дороги на Сыктывкар отделены рекой Вычегдой. Но главным препятствием по дороге в столицу и райцентр сегодня является не река, а дорога, ведущая к вычегодской переправе.
Трасса тут отвратительная в прямом смысле — отвращает от какой бы то ни было езды, хоть на машине, хоть на велосипеде.
Сами с усами
В августе этого года один из жителей Кереса плюнул на дорожников и сам залил цементом огромную дыру. Дыра эта находилась на участке между селом Керес и деревней Эжол, как раз на крутом повороте. Яму можно было проскочить либо по встречной полосе, либо по правому краю, заехав на обочину.
— В конце концов я не выдержал и взялся за ремонт, — рассказывает учитель физкультуры Кересской школы Андрей Ванеев. — Жаль, мне не по карману, а то бы весь участок отремонтировал. Две недели цементная заплатка держалась молодцом, а потом просела, покрылась трещинами. Но все же чуть легче стало ездить. Зато другие ямы достигают глубины в полметра. При этом, по дорожным нормативам, яма должна быть не глубже пяти сантиметров, не длиннее 30 и не шире 50 см. Если больше — уже криминал. Я не понимаю, почему прокуратура не привлекает дорожников к ответу.
Полеты наяву
Таких участков, как «ванеевская яма», на дороге не один и не два. В самом Эжоле боятся ездить в темное время суток и в дождь, поскольку ямы не видны — можно угодить в «ловушку». Совсем недавно женщина-автомобилистка «улетела» на своем железном коне с дороги прямо в реку…
Андрей Ванеев рассказал, как однажды знакомый отправился к нему в гости, но так и не доехал — остался без колес. Пришлось искать «запаску» на трассе и буксировать машину до места ремонта.
Не только легковушки, но и большегрузы здесь тонут в грязи. В начале сентября кересский тренер решил привезти сруб. Везли его через Усть-Куломский район на КамАЗе. Если верить рекламе, КамАЗы, как и танки, грязи не боятся. Но Ванеев теперь знает — боятся. Лесовоз буквально зарылся в дорожное полотно. Пришлось выгружать бревна и затем вытаскивать КамАЗ тягачом.
Мы поедем другим путем
В Керес и близлежащие деревни Эжол и Лабором можно попасть двумя путями — через переправу в Корткеросском районе и вкруговую — через Усть-Куломский район, где есть капитальный мост через Вычегду. Но этот «круг» — дополнительные сто километров.
Минувшим летом, когда дорожники затянули с установкой переправы через Вычегду, жители корткеросских сел пригласили к себе на разговор руководителей района, надеясь, что поездка по разбитому шляху их впечатлит.
Однако глава администрации района Василий Гончаренко и его заместитель Александр Артеев поехали кружным путем — через Усть-Кулом. На справном муниципальном транспорте они добрались до места всего за два часа. И с порога заявили участникам схода: возмущаться не стоит, дорога, дескать, у вас отличная.
— Я не спорю, если ты летишь по ухабам на казенном «Лэнд Крузэре», никакие кочки не страшны. Но не всем такая езда по чину, — говорит сельский «дорожник» Ванеев.
На этой неделе жители села Керес в очередной раз обратились в отдел ЖКХ районной администрации Корткероса с жалобой на отвратительную дорогу. И в очередной раз услышали — жалуются селяне не по адресу: Усть-Куломское ДРСУ занимается только чисткой дороги от снега. Есть снег на дороге? Нет!? А какие тогда претензии?..
Екатерина МАКАРОВА.