В сыктывкарском Револьт-центре проходит выставка, посвященная советской цензуре. Главная ее особенность — интерактивность. Практически все экспонаты скрыты в полумраке выставочного зала. Чтобы их увидеть, ты должен взять фонарик, откинуть черную занавесь, выдвинуть шкафчик, нажать на кнопку… По замыслу организаторов, это должно погрузить зрителя в мир запретов и тотального контроля.
Выставка, организованная российскими правозащитниками, прибыла в Сыктывкар из Москвы. На ее открытие, состоявшееся 24 января, приезжала куратор экспозиции Анна Булгакова. «Заглядывайте в ящики, зажигайте свет – и вы увидите все, что скрыто: вы погрузитесь в истории, рассказанные через документы и публикации советской прессы, — призвала она первых посетителей. — Выставка рассказывает о жесткости и абсурдности цензурных практик в СССР».
В СССР предварительному просмотру подвергались решительно все произведения — печатные, изобразительные, музыкальные и визуальные. На каждую букву алфавита в экспозиции собрана информация и приведены соответствующие примеры. А — арест рукописи, Д — декрет Совнаркома о печати, Г — Главлит, И — изъятие, К — купюры, О — опечатки и т.д. За каждым словом — свои истории, иллюстрирующие безжалостность советской цензуры.
А если перевернуть?
Примеров абсурдности советской цензуры не счесть. Люди постарше прекрасно помнят, как из учебников «вымарывались» портреты репрессированных военачальников. А после разоблачения культа личности из фильмов, фотографий и картин исчез уже и сам Сталин.
Так, в фильме 1937 года «Ленин в Октябре» ближайшим соратником Ильича по подготовке вооруженного восстания большевиков был товарищ Коба (подпольная кличка Сталина). При Хрущеве все сцены с ним вырезали.
Претерпела изменение также песня из знаменитого фильма «Трактористы». Эту сцену из фильма пришлось переозвучить. Кадры из этих фильмов демонстрируются на выставке. Так же, как и простой спичечный коробок, выпущенный в 1930 году на фабрике «Демьян Бедный». «Он не понравился цензорам потому, что в пламени нарисованной спички кто-то из них разглядел профиль Льва Троцкого, — пояснила куратор. — Выпущенная в 1937 году школьная тетрадь, на обложке которой вы видите иллюстрацию к пушкинскому «Лукоморью», не прошла цензуру из-за того, что если перевернуть рисунок, то закорючка в правом углу похожа… на подпись Льва Каменева, а спящие богатыри напоминают убитых красноармейцев. Тетради изъяли из продажи, художников арестовали».
Цензура была не только глупой, но и крайне мнительной. Дошло до того, что одно время в печати запретили и само слово «цензура». Дескать, ее не может быть в «свободной» стране, «где так вольно дышит человек».
За каждым цензором маячила тень госбезопасности. За «идеологические ошибки» людей расстреливали или отправляли на Колыму. Даже после смерти Сталина цензурная вакханалия не утихла. Достаточно вспомнить, сколько замечательных фильмов десятки лет пролежали «на полках» — «Коммунист», «Андрей Рублев», «Интервенция», «Агония»…
Ленин «окотился»
Побывав на выставке, корреспондент «Трибуны» отметил, что в ящичках с буквами разное количество карточек-слов. На букву «Щ», к примеру, всего несколько. В том числе карточка «Щ-854» — лагерный номер писателя Александра Солженицына, автора повести «Один день Ивана Денисовича» и книги «Архипелаг ГУЛАГ».
А вот ящик с буквой «О» был почти заполнен. Здесь собраны «опасные опечатки». Сегодня эти «ляпы» кажутся забавными, но в советское время они вызывали смертельный ужас. Разве можно было простить журнал «Молодой колхозник», который вместо слов «Ленин родился» и «руководство» напечатал «Ленин окотился» и «куроводство»? Или газету «Труд», допустившую немыслимое: «гавнокомандующий»? А «Сталинград» с выпавшей буквой «р»? Была и такая опечатка, похожая на «идеологическую диверсию».
Местный колорит
В каждом регионе, куда приезжает выставка «А упало, Б пропало», она дополняется местными экспонатами. В Револьт-центре, к примеру, экспозиция пополнилась за счет предметов, предоставленных известным фотографом Марком Оникулом (настольная лампа-грибок 1953 года, магнитофон «Комета» конца 60-х и довоенная фоторамка для печати снимков). А краевед Михаил Игнатов передал карту Коми автономии 1923 года и
самиздатовские книги жившего в Сыктывкаре математика, историка, участника диссидентского движения в СССР, народного депутата РСФСР Револьта Пименова.
Выставка будет работать до 14 февраля.
Лиля ВОВК.