Как сделать Сыктывкар удобным для жизни

Этим летом Комиэнерго обнародовало проект создания в Сыктывкаре зарядных станций для электромобилей. Не ставится ли при этом телега впереди лошади, ведь в столице Коми пока нет автомашин, которые используют электрический двигатель?
Этот вопрос «Трибуна» задала одному из авторов идеи – заместителю директора Комиэнерго Дмитрию Тарасову. По мнению Дмитрия Валерьевича, именно строительство зарядных станций должно стать стимулом для появления и развития в столице Коми самого чистого городского транспорта.

036
Однако дело не в одном лишь транспорте. Подобные решения, считает Д. Тарасов, могут послужить рождению новой концепции развития Сыктывкара.

Думающие сети

Если сегодня спросить у жителей столицы Коми, каким бы они хотели видеть свой город, ответы будут абсолютно предсказуемые. Большинство из нас хотят, чтобы родной город был уютным, безопасным, комфортным и удобным для проживания.
Но вряд ли среди всех определений найдется место слову «умный». Между тем только «умные города» в ближайшей перспективе могут обеспечить своим жителям те самые комфорт, уют и безопасность, о которых все мечтают.
Концепция «умного города» впервые появилась в Европе. Ее авторами стали энергетики, начавшие создавать «умные сети», способные управлять энергосетевым оборудованием так, чтобы не возникало сбоев в энергоснабжении городов, а возникающие неполадки устранялись бы в считанные минуты.
Создание «умных сетей» в большей степени было вызвано развитием новых, чаще всего нетрадиционных способов генерации. Речь идет об использовании энергии солнца, ветра, приливов.
Понятно, что ветряки работают лишь тогда, когда дует ветер, а солнечные батареи способны вырабатывать энергию в тот момент, когда солнце стоит над горизонтом.
Между тем потребность в электроэнергии в темное время суток резко возрастает. Чтобы синхронизировать между собой различные генерирующие объекты и полностью покрывать потребности городов во время пиковых суточных нагрузок, и была разработана концепция «умных сетей».

В бананово-лимонном Сингапуре

«Умные сети» в Европе и других частях света и стали первым элементом того, что в дальнейшем сложилось в концепцию «Умный город».
Сегодня «умный город» – это комфортное жилье при меньших вложениях, более действенная транспортная инфраструктура при меньшем расходовании территории на ее организацию, более качественное управление городским хозяйством при меньшем количестве чиновников и разного рода управленцев.
Во многих городах мира концепция «Умный город» давно реализуется на практике. Конечно, Сингапур с его умными перекрестками, работающими по реальной транспортной ситуации, пример для нас далекий и не слишком доказательный.
Но вот самый северный город Казахстана – Петропавловск – к нам уже гораздо ближе. Здесь уже созданы «умные» остановки, пассажиры которых, кроме традиционного «автобусного сервиса», получают массу возможностей решить попутные проблемы. Придорожные павильоны в Петропавловске теперь отапливаются. Для пассажиров работают видеокамеры, с помощью которых удобно следить за отправлением автобусов. Кроме того, на остановочном комплексе есть интернет, работают платежные терминалы, где можно не только купить билет на различные виды транспорта, но и осуществлять банковские операции.

Умным может стать каждый

Еще ближе к нам российский город Уфа, где недавно начал работать пилотный проект автоматизированного контроля электросетей.
В мозговом центре уфимской энергосистемы объединены восемь диспетчерских пунктов. Система «Smart Grid» – «умная сеть» – обеспечивает полный мониторинг нагрузки и управляет сетевым оборудованием. Автоматизированная система выявления неполадок может обнаружить сбой на линии всего за пару минут. Между тем еще недавно на это требовалось до двух с половиной часов.
Пример Уфы доказывает: «умным» может стать любой город — новый или старый, большой, средний или самый маленький.
Речь в данном случае идет не об архитектурном переустройстве, не о масштабной реструктуризации его ткани, а о максимально грамотном использовании имеющихся ресурсов – инфраструктурных, финансовых и человеческих.

Лучше и дешевле

К примеру, чтобы решить в Сыктывкаре проблему пробок, можно расширить улицы. Но на практике это оборачивается гигантскими тратами и неудобствами.
Но ведь можно разгрузить улицы иным путем, сделав примерно то же, что делают, строя «умные сети», энергетики. По большому счету, улицы столицы бывают загружены лишь в определенные часы, немалую часть суток они вообще «простаивают» без транспорта. Одно лишь изменение графика работы городских предприятий могло бы резко увеличить пропускную способность города. Можно также внедрить так называемую интеллектуальную транспортную систему (ИТС), которая если и не искореняет пробки полностью, то по крайней мере упорядочивает движение в городе в часы пик.
Это лишь один пример возможностей, которые появляются при реализации концепции «Умный город». А их может быть очень много. Главное, чтобы городские власти приняли решение двигаться в данном направлении, а жители это решение поддержали.

Генератор идей

Само название «Умный город» дает ответ на вопрос о том, кто же должен выступить организатором процесса и генератором идей. Конечно, таким генератором должны стать власти Сыктывкара.
При этом многие фирмы, предприятия, бизнес-структуры самостоятельно уже делают шаги, которые вполне может объединить единая городская концепция.
Комиэнерго, например, не так давно подписало соглашение между энергетической компанией и Министерством промышленности и транспорта республики по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Сегодня появление этого наиболее перспективного для городской среды транспорта в столице Коми как раз и тормозит отсутствие зарядных станций.
В реализации нашего проекта намечено три направления. Первое – перевод части автопарка Комиэнерго на электротранспорт с развитием собственной инфраструктуры. Уже в следующем году мы планируем закупить два электромобиля для собственных нужд и установить зарядные станции на своей территории. Этот этап должен продемонстрировать эффективность и экологичность электротранспорта.
Следующим этапом станет создание условий для распространения частного и общественного электротранспорта в регионе. Мы предполагаем, что Комиэнерго полностью возьмет на себя создание зарядной инфраструктуры. А региональные власти могли бы разработать собственную подпрограмму развития электротранспорта в регионе и обеспечить этот транспорт загрузкой.
Мы далеко не первооткрыватели в этом плане — в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ярославле инфраструктура для зарядки электромобилей уже работает, там с помощью электричества уже возят людей и грузы, избавляя городской воздух от токсичных выхлопов. Тут мы немного отстаем. Но если действовать достаточно энергично, то со временем и Сыктывкар начнет дышать полной грудью и перестанет задыхаться от удушливых выхлопных газов.
Другой пример работы, которая со временем может стать важным элементом системы «умный город», – это расширение применения универсальных электронных карт гражданина (УЭК). Эта карта уже сейчас способна заменить гражданам медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство, объединяя в себе одновременно идентификационную карту, электронный кошелек, банковскую карту, электронную подпись, проездной. Сыктывкарский государственный университет, например, на базе УЭК разработал кампусное приложение для студентов и сотрудников университета. Симбиоз кампусного приложения и универсальной электронной карты – уникальный проект в масштабах России.  На базе УЭК созданы системы «Личный кабинет обучающегося» и «Личный кабинет преподавателя», через них возможен доступ к системам электронного обучения и дистанционным образовательным технологиям,  к сведениям о курсах повышения квалификации, научно-исследовательской, методической работе, воспитательной и внеучебной деятельности.  Система также дает возможность формирования электронного портфолио обучающегося с учетом рецензий и оценок на эти работы.

Кризис не помеха

Многим кажется, что в условиях экономического, финансового кризисов осуществлять подобные проекты на уровне отдельно взятого города сложно, а то и вовсе невозможно. Ведь денег в бюджете и так кот наплакал. Но мировой опыт показывает — именно в кризисные моменты нужны неординарные решения, чтобы сделать рывок в социально-экономическом развитии.
Большую поддержку в реализации подобных проектов могут оказать трансферты из федерального бюджета, которые сегодня распределяются на конкурсной основе под наиболее перспективные проекты. На мой взгляд, совет города Сыктывкара мог бы активно подключиться к мониторингу распределения трансфертов, обосновать наши претензии на получение средств и подготовить соответствующие заявки.

Дмитрий Тарасов,
заместитель директора Комиэнерго.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники