Руководитель автотранспортного предприятия ООО «Ижемское АТП» Григорий Терентьев на этой неделе сообщил «Трибуне», что работники предприятия намерены игнорировать предстоящие выборы главы РК. Тем самым они пытаются привлечь внимание к бедственному положению, в которое попало АТП. По мнению Г. Терентьева, местные власти не занимаются решением транспортных проблем района.
Где выход?
— Предприятие — в критической ситуации, — рассказывает Григорий Терентьев. — Мы давно работаем себе в убыток. Той суммы, которую районная администрация должна выплатить в качестве компенсации за пассажиров-льготников, не хватит даже на то, чтобы отработать сентябрь. А ведь до конца года еще три месяца! Нам нужно совместно с руководством района искать выход. Но чиновников сегодня заботит совсем другое. Так, руководитель района Игорь Норкин потребовал, чтобы мы приклеили на автобусы выборные плакаты…
По словам Г. Терентьева, в этом году районный бюджет перечислил на компенсацию выпадающих доходов 2 млн 800 тысяч рублей. Но цены на топливо растут, техника на предприятии изношенная, а потому выделенной суммы не хватило. Чтобы предприятие не ушло с молотка, став банкротом, до конца года ему нужно еще около миллиона рублей.
Парк «кризисного периода»
— Почти два миллиона рублей составляет сегодня долг предприятия, — продолжает директор АТП. — За летние месяцы мы смогли погасить лишь долг по зарплате. Дело по долгам за отопление в сумме 142 тысяч рублей в ближайшее время будет рассматриваться в Арбитражном суде. Около 200 тысяч рублей мы должны за аренду земли под автопарк. Львиная доля расходов идет на топливо и покупку запчастей.
Изношенность парка — 90 процентов. Последний новый автобус мы приобрели в 2008 году, а некоторые автобусы по бездорожному району эксплуатируются более десяти лет. Чем сильнее изношен автопарк, тем больше он требует затрат. Только что приобрели за 55 тысяч рублей одну маленькую деталь для «Урала», без которой этот вездеход не может курсировать в межсезонье по маршруту Том—Керки. А там ведь другим транспортом не проедешь! Кроме того, от нас требуют оснастить автобусы спутниковой системой ГЛОНАСС. Но где на это взять 520 тысяч рублей?
Без света и тепла
Чтобы выжить, автобусники экономонят на всем. Например, отключили тепло в диспетчерском здании. А свет на предприятии включают только по необходимости. Отказались и от стационарной телефонной точки. Телефон остался лишь в диспетчерской.
Конечно, АТП пытается дополнительно заработать. В частности, после многолетнего «простоя» предприятие на свой страх и риск решило возобновить регулярный маршрут в «бездорожную» деревню Мошъюга.
— Увы, на Мошъюгу рейсы оказались убыточными, — отмечает руководитель автопредприятия. — Цена билета — 97 рублей, а частники возят людей порой аж за… тысячу рублей! Но мы ограничены приказом республиканской Службы по тарифам — поднимать цены не можем. К тому же в деревне проживает около 500 человек, здесь много пенсионеров и безработных. Разве можно их оставить без доступного транспорта?
Попытка пустить шестиместную «Газель» из Ижмы в Ухту тоже оказалась неудачной с экономической точки зрения.
Терентьева беспокоит и тот факт, что нет отдельных рейсов от поселка Том до Кой-ю. «Уазик» АТП, который возит пассажиров по «зимнику» от поселков до райцентра, летом простаивает без работы, поскольку власть не может найти деньги на рейсы внутри района.
«Пираты» на колесах
В последние годы АТП стремительно теряет платежеспособных пассажиров из-за нелегальных перевозчиков. Районные власти и контролирующие органы не предпринимают мер для борьбы с нелегальным частным извозом. Вот и получается, что тех, кто может платить за проезд, «пираты» увозят из-под носа. При этом перевозку льготников районные власти финансируют из рук вон плохо.
— Мы неоднократно вели переговоры с Норкиным о том, как вытащить предприятие из кризиса, — отмечает Григорий Терентьев. — Нам говорят: вы же частное предприятие, решайте проблемы сами. Но мы же честно выполняем муниципальный заказ, который приносит одни убытки! А ведь кто, как не чиновники, обязан беспокоиться об улучшении качества обслуживания населения и о безопасной перевозке пассажиров?
Для поддержки села работают различные республиканские программы. В рамках этих программ необходимо найти субсидии на модернизацию единственного автотранспортного предприятия или увеличить сумму компенсации выпадающих доходов, чтобы она позволяла планомерно обновлять автобусный парк. Иначе при такой политике районных властей очень скоро для пассажиров района настанет «час икс»: дышащие на ладан автобусы просто не смогут выйти в рейс.
Наталья КОЛОДИНОВА.