В понедельник в Сыктывкаре состоялось экстренное совещание, в котором приняли участие представители Минтранса, Минэкономики, городской администрации, а также руководства «Комиавтотранса» и «САТП № 1».
После этого телеграм-канал «Персонажи Коми» опубликовал следующую информацию: «В Сыктывкаре идет передел бизнеса в сфере пассажирских перевозок. Мэрия в лице Александра Можегова откровенно лоббирует интересы Товарищества индивидуальных перевозчиков, тем самым подталкивает к банкротству госпредприятие «Комиавтотранс».
1 марта мэрия, без проведения необходимых конкурсных процедур, передала на обслуживание Товариществу автобусные маршруты 1 и 15. С апреля планируется передача маршрутов 3 и 19. Ранее эти маршруты обслуживал «Комиавтотранс». Таким образом госпредприятие лишают существенной доли рынка, что неминуемо ведет к банкротству. Столицу ждет транспортный коллапс и всплеск безработицы».
«Ищем варианты»
«Трибуна» обратилась за разъяснениями в мэрию, на что мы получили официальный пресс-релиз, озаглавленный: «САТП № 1 не заявилось на аукцион по обслуживанию маршрутов
№ 1 и № 15».
«В связи с поступающими от жителей города вопросами по функционированию данных маршрутов мэрия Сыктывкара разъясняет свои действия в сфере организации пассажирских перевозок.
В середине февраля этого года САТП № 1, ссылаясь на значительные финансово-экономические трудности, вызванные в том числе и объективными обстоятельствами в 2020 году (пандемия), сообщило администрации МО ГО «Сыктывкар» о невозможности участия в аукционах на выполнение работ по транспортному обслуживанию населения. В ответ администрация предупредила САТП № 1 о необратимости процесса передачи маршрутов иным перевозчикам.
Позднее, в феврале, САТП № 1 не приняло участия в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на перевозки по регулируемым тарифам по маршрутам №№ 1, 3, 15, 18, 19, 38, 46, 54.
Мэрия заключила с САТП № 1 краткосрочный контракт на март по маршрутам №№ 3, 18, 19, 38, 46, 54 с сохранением стоимости проезда за одну поездку – 28 рублей.
При этом по маршрутам № 1 и № 15 был заключен аналогичный краткосрочный контракт на март и апрель с Товариществом индивидуальных перевозчиков. На этих маршрутах в соответствии с региональными нормативными документами установлена стоимость проезда размером 23 рубля.
В настоящее время САТП № 1 вновь озвучивает намерение не принимать участия в предстоящих аукционах, настаивая на десятикратном увеличении объемов финансирования.
«Наша задача – обеспечить стабильное транспортное обслуживание горожан, чтобы каждый мог вовремя и без проблем доехать на автобусе на работу, домой и по делам. Никакие сложности перевозчиков не должны отражаться на работе городского транспорта. Для этого мы ищем все возможные варианты решения возникающих вопросов со всеми заинтересованными сторонами», – отметила мэр Сыктывкара Наталья Хозяинова.
Напомним, в августе 2020 года Контрольно-счетная палата Республики Коми проверила АО «Комиавтотранс» (ООО «САТП № 1» является дочерним предприятием) и пришла к неутешительным выводам: по итогам 2019 года убыток предприятия достиг рекордного уровня, превысив 45 млн рублей.
На грани хаоса
Мы попросили высказать свою точку зрения председателя рескома профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства Ивана Урсу. Как оказалось, он уже подготовил по этому поводу обращение к главе Республики Коми. Публикуем его с небольшими сокращениями.
«Предприятие-перевозчик оказалось на грани банкротства. Причина, на взгляд профсоюза, в некомпетентности людей, которые пришли к управлению как в муниципалитете, так и в правительстве, а в первую очередь – в «Комиавтотрансе» и «САТП-1».
На сегодня долги предприятия перевалили за 150 миллионов рублей, причем администрация города не желает возмещать выпадающие доходы перевозчику. Это притом что доходы, которые «крутятся» на городских перевозках, превышают 3 миллиарда рублей – это доказано в ходе судебных слушаний по делу осужденного руководителя данного предприятия А. Ситникова.
Итог печальный: 22 марта на предприятие может быть наложен арест. Это значит, что на маршруты могут не выйти рейсовые автобусы, город «встанет». А попытка мэрии передать маршруты частным предпринимателям приведет к коллапсу. В мэрии считают, что частные автобусы, выйдя на замену арестованным автобусам госпредприятия, спасут от хаоса. Но это заблуждение: именно это и создаст хаос.
Известно, что правительство региона пыталось замкнуть на себя пассажирские перевозки в Сыктывкаре, в то время как эти функции были у другой власти – муниципальной. Мы в курсе того, что правительство делало предложение муниципалитету, от которого тот не должен был отказываться (принять на баланс имущественный комплекс «Комиавтотранса»). Однако этого сделано не было. Проще говоря, мэрия не желает заниматься пассажирскими перевозками, а планирует отдать их в частные руки. А это неминуемо приведет к хаосу».
Заканчивает свое обращение председатель республиканского отраслевого профсоюза просьбой взять ситуацию под свой контроль и принять меры к наведению порядка.
Анатолий ПОЛЬКИН.
Фото БНК.