Нынешнее положение в народно-хозяйственном комплексе самого богатого региона европейской части России принято характеризовать как плачевное. Аналитики, утверждающие это, подкрепляют свои выводы статистическими данными, рисующими апокалиптическую картину. Однако отражение динамики количественных и финансовых показателей освещает лишь одну сторону проблемы, являющуюся следствием. Поэтому специалисты, увлекшись построением графиков, иллюстрирующих падение уровня хозяйственной и социальной сфер, не могут сформулировать конкретный ответ на вопрос «Что делать?».
Это происходит потому, что в силу специфики, сформировавшейся еще в советский период, невидимой остается другая сторона проблемы, являющаяся главной причиной. Эта причина – игнорирование технологий управления.
С точки зрения управления, ситуация в регионе не менялась последние сто лет. Т.е. управленческий хаос был и остается постоянным спутником всех хозяйственных и социальных проектов, реализуемых в регионе. Не поняв и не признав этого, невозможно рассчитывать на положительные изменения.
Игнорирование технологий НОТ и последствия
Второстепенная роль научной организации труда (НОТ) в работе предприятий и отраслей была предопределена двумя факторами:
1. Идеологическим доминированием в определении путей развития народно-хозяйственного комплекса страны в целом;
2. Обилием трудовых ресурсов, бесплатной или низкооплачиваемой рабочей силы в виде ссыльных, арестантов и введенных в положение крепостных работников сельской местности.
Идеологическое доминирование стремилось привести производство товарной продукции в соответствие с требованиями марксистко-ленинской теории, исключающей частную собственность на средства производства и частную инициативу. Таким образом, истребив частное производство, ремесленничество и крестьянские хозяйства, власть разрушила корневую систему народно-хозяйственного комплекса. Отныне население было отстранено от участия в принятии решений по развитию региона. Госплан решал, где и какое предприятие надо построить, чтобы наладить производство определенных видов продукции, а также решить проблему занятости населения. Внешне такой подход выглядел привлекательно – власть взяла на себя заботу о развитии страны, регионов и граждан. Однако на практике единый центр принятия решений требовал формирования громоздкого и неповоротливого бюрократического механизма, который не мог учитывать местных условий, меняющихся потребностей граждан, изменений конъюнктуры.
Другими словами, центральная власть, размещая предприятия на местах, по сути, насаждала деревья без корней, которые затем обильно орошала «питательными смесями» в виде финансовых дотаций, сырья и материалов. В основном к руководству такими предприятиями допускались лица, лояльные партии, партийные функционеры. Реже были производственники. И крайне редко – понимающие суть работы механизма управления. Но, такие, как правило, были неудобны для партийных функционеров, так как подчинялись прежде всего требованиям правил управления.
В итоге, типичным директором советского предприятия был «контролер», обеспечивающий выпуск предприятием заданного объема продукции. На своей должности ему не приходилось изучать конъюнктуру рынка, конкурировать, заниматься снижением издержек и т.д. Советское предприятие было интегрировано в глобальную систему производства и распределения товарной продукции и по своей сути соответствовало статусу цеха, но никак не самостоятельной хозяйственной единицы. Поэтому с крахом советской хозяйственной системы подавляющее число «директоров-контролеров» оказалось недееспособным в условиях реальной среды. То же произошло и с региональной властью.
Отсутствие механизма целеуказания
Итак, на основе вышесказанного можно сделать неутешительный вывод – при советской власти заслуги руководства региона и его населения в развитии отраслей народного хозяйства минимальны, и роль их второстепенна. В современных условиях такие процессы тоже происходят.
Например, решая свои логистические задачи, европейский или японский автоконцерн размещает на территории какого-либо российского региона «амбар с отвертками» из быстровозводимых конструкций и осуществляет простые операции, связанные с крупно узловой сборкой машино-комплектов. Власти региона при этом мобилизуют СМИ и усиленно хвалят себя за новаторство в сфере развития региона. Однако с изменением рыночной или политической конъюнктуры концерн-производитель в течение трех суток может съехать из региона, оставив давно окупившийся амбар с отвертками. Можно ли при этом упрекать нового главу региона в том, что при предыдущем «у нас все работало»?..
Такая модель организации «производства» порочна, потому что не требует от региональных властей умения выбирать цели развития, ставить конкретные задачи и нести ответственность за их достижение. В чем это проявляется?
Например, всем жителям региона известны два факта:
Факт 1-й: Республика Коми богата ископаемым сырьем и энергоресурсами. В Коми есть лес, уголь, нефть, газ, бокситы, марганцевые руды, известняки и пр.
Факт 2-й: В Коми нет солнца, нет моря, пляжей, свежих фруктов.
Нет памятников архитектуры и градостроения, горнолыжных курортов и всего того, что формирует условия и привлекательность для развития туризма.
Тем не менее, первые две фразы, которые после инаугурации без шпаргалки произносит каждый вновь назначаемый глава республики, звучат так:
1) Будем жить как в Европе (Эмиратах, Финляндии и пр.);
2) Начнем развивать туризм. Покажем миру Маньпупунер, и инвестиции сами потекут в республику.
Человек, склонный к выводам на основе фактов, лежащих на поверхности, может подумать, что Маньпупунер является главным в пантеоне богов древних зырян покровителем туристов. Ну а сравниться с ним может разве что другое божество – Белкомур.
Так происходит потому, что отсутствие навыков реального управления не позволяет ставить смелые задачи развития. Напротив, подталкивает к выбору абстрактных целей, достижение которых не поддается учету. Спросите такого главу через четыре года: «А как там с развитием туризма?». И он ответит: «Туризм развивается».
Самое досадное в этом то, что имитационная деятельность органов исполнительной власти на всех уровнях безвозвратно похищает время. Сегодня проблема состоит не только в отсутствии реальных управленцев у власти, но даже уже и в отсутствии понимания необходимости опираться на технологии системного управления.
Прослеживается эффект Даннинга – Крюгера: чем ниже уровень компетентности, тем активнее работа локтями за высокую должность.
Приведенные примеры показывают, что в регионе, впрочем, как и во всем государстве, нет действующего механизма целеуказания. Таким образом, если даже привести к руководству регионом «команду» выпускников Гарварда или Кембриджа, результат также будет неудовлетворительным.
Проект «Белкомур» – фантомный зуд тщеславия
Покажем, как формировались цели первой самостоятельной администрации Республики Коми в 1990-е годы.
Растерявшись от «свалившейся» из Москвы самостоятельности и осмелев, освободившись от партийного контроля, юралысь и его ватага принялись властвовать, прислушиваясь к собственной интуиции. Одной рукой они подписывали распоряжения об отчуждении субъектов народного хозяйства и передачи их в непонятные частные руки. А другой рукой утверждали возведение пафосных объектов, призванных показать широту масштабов личности. Или, с одной стороны, они ликвидировали источники пополнения бюджета, а с другой, увеличивали нагрузку на скудеющий бюджет посредством строительства и последующего содержания таких объектов, как огромное здание представительства Коми в Москве, гимназия искусств, храм в Сыктывкаре. Этот период властвования отличался сочетанием чванства и абсурда. Именно в этот период появился амбициозный проект федерального уровня – строительство железной дороги от Белого моря до Урала – «Белкомур».
Чтобы убедиться в абсурдности и бесперспективности этого проекта, достаточно изучить структуру акционерного капитала.
Так, Республика Коми выступает в проекте главным акционером и инвестором – 54,62%. Архангельской области отведена «скромная» роль главного выгодополучателя при доле 17,53%. Пермскому краю от этого проекта «ни холодно, ни жарко». Потому что при снижающемся объеме промышленного производства в крае и регионах восточнее достаточно существующей инфраструктуры. Тем не менее, пермяки «застолбили» за собой 35%.
Таким образом, согласно проекту, Архангельск получил бы модернизированный морской порт, инфраструктуру и новые рабочие места. Пермь – дополнительный маршрут для экспорта удобрений, при необходимости. Коми – участок железной дороги на своей территории в 290 км при достаточности существующей магистрали.
Широкая реклама проекта, участие специалистов, содержание штата в целях его реализации вызывают вопрос: если в девяностые годы партийные функционеры были безграмотны, почему сейчас это продолжается? Если финансисты, в силу специфики, ориентированы на оборачиваемость капитала, то экономисты… Почему пропустили этот проект?
Каждый профессиональный экономист должен знать – акционерный пул создается не для того, чтобы собрать деньги на проект. Инициатор формирует круг акционеров, прежде всего для минимизации финансовых рисков, посредством распределения их среди участников.
В нашем случае, в ценах 2012 года, Коми собиралась вложить 82 млрд руб. в благополучие архангельской области. А затем «получать» ренту за перемещение грузов (стоимость ж/д, без инфраструктуры 160 млрд руб.).
Тем не менее, подобный проект позже был реализован. Россия по собственной инициативе построила канал доставки газа в Германию, вложив $3,5 млрд (51% от стоимости проекта). Обычно потребитель в целях обеспечения своей промышленности платит за право доступа к энергоресурсам и сырью. Германия, основной выгодополучатель, выставила две частные компании с суммарной долей 31%. Франция и Нидерланды – по 9% каждая. Но! Германия заработала немалые деньги на поставках для этого строительства оборудования и материалов!!! И в финале получила право диктовать ценовые и прочие условия сырьевику. (Кстати, минимальный размер пенсии в Германии равен $1300 в месяц (примерно 83 000 руб.).
Таким образом, мы видим, что основные недостатки в сфере управления народным хозяйством, приведшие к краху СССР, сохранились и в новых политических реалиях. И главный недостаток – отсутствие механизма целеуказания, как элемента системы управления.
Эпоха юралысей бесславно канула в Лету. Настало время маньпупунеров – развивателей туризма и абстрактных проектов. Однако перемен к лучшему не происходит. Республика лишена управления, ее народно-хозяйственный комплекс деградирует, а население беднеет. Но изменить ситуацию можно достаточно быстро, задав вектор развития республики.
Условия перехода от регресса к развитию региона
Для того чтобы перейти от регресса к развитию, необходимо выполнить два условия:
1-е условие техническое – привести структуру административного управления в соответствие с задачами развития;
2-е условие социальное – решить проблему низкого уровня социализации населения.
Корректировка структуры управления
Корректировку структуры административного управления целесообразно произвести одновременно с введением территориально-административного зонирования, ориентированного на решение зональных задач развития, входящих в целевые республиканские программы.
Первым шагом необходимо реализовать меры, направленные на восстановление доверия и уважения к власти. Для этого необходимо произвести следующие действия:
1) Анализ региональных проектов, планов, «обещаний», озвученных и неисполненных за последние 20 лет, а также причин их неисполнения;
2) Экспертиза качества проектов, их целесообразности и соответствие задачам и возможностям региона;
3) Актуальные проекты включить в план реализации в первую очередь;
4) Параллельно с актуализацией проектов провести ревизию структуры управления администрации главы, правительства и органов исполнительной власти на местах с целью приведения ее в соответствие задачам, стоящим перед регионом;
5) Провести аттестацию действующих сотрудников администрации и вниз, до глав сельских поселений, на предмет их соответствия занимаемым должностям. При необходимости произвести кадровую расстановку с акцентом на привлечение местных специалистов.
Зонирование. Введение административно-хозяйственных секторов
После краха системы централизованного регулирования в работе народнохозяйственного комплекса основная нагрузка – функциональная, административная и контрольная – легла на Сыктывкар. Это в совокупности с профессиональной неготовностью власти к самостоятельным решениям привело к отставанию в реагировании на вызовы. Как следствие, запаздывание в принятии актуальных решений привело к накоплению нерешенных проблем. В итоге, весь аппарат исполнительной власти вынужден работать в режиме ситуационного реагирования на возникающие проблемы.
Выйти из этого положения возможно снятием части административной нагрузки, распределив ее между несколькими «центрами принятия решений». Этот шаг позволит снизить темпы накопления проблем, а затем и к полной «расшивке» образовавшихся «тупиков».
Административно-территориальные секторы (зоны)
1) В целях обеспечения равномерного развития народнохозяйственного комплекса Республики Коми ввести три административно-территориальных сектора с передачей им полномочий по выбору направлений развития, разработки и реализации плана мероприятий.
Арктический сектор: Воркута, Инта, Усинск, Ижма, Усть-Цильма, Печора (административный центр – г. Инта).
Уральский сектор: Удора, Ухта, Сосногорск, Емва, Вуктыл, Троицко-Печорск (центр – г. Ухта).
Вычегодский сектор: Сыктывкар, Корткерос, Выльгорт, Койгородок, Визинга, Объячево, Усть-Кулом, Усть-Вымь (центр – Сыктывкар).
2) Новые зональные центры необходимо наделить республиканскими полномочиями. Они самостоятельно разрабатывают планы развития, а затем утверждают их в правительстве республики. Правительство республики, после утверждения, обязано обеспечить финансирование проектов из федерального или республиканского бюджета.
Разработка программ развития хозяйственных зон должна быть основана на развитии отраслевого фактора, в привязке к местным возможностям, с привлечением специалистов Коми научного центра и постепенным увеличением роли частного предпринимательства в зональных проектах.
Реализация метода зонирования создаст атмосферу соревновательности в развитии секторов. Также будут исключены такие явления, когда министры отказываются от денег федерального бюджета на строительство социально значимых объектов только потому, что не хотят взваливать на себя ответственность. В современных реалиях оплата за труд чиновников не связана с его результативностью.
Продолжительность сытого прозябания на высокооплачиваемой должности обеспечивается ловким уходом от ответственности. Поэтому проще найти причину для отказа от бюджетных денег, например, на строительство больницы, школы, моста, молочно-товарной фермы и т.д., чем взвалить на себя ответственность за реализацию проекта…
К тому же зонирование необходимо, так как из-за неразвитой дорожной и транспортной инфраструктуры за пределами центров деловой активности остаются большие территории с так называемыми «отдаленными поселениями». Введение административно-территориального зонирования решит эту проблему, так как у каждого отдаленного поселения будет свой зональный центр с широкими полномочиями.
Вектор развития
Выбор цели и постановка задач должны осуществляться самостоятельно каждым секторальным центром с привлечением специалистов Коми научного центра УрО РАН и местных вузов, а также публичным обсуждением на территории сектора. Предложим направления для примера:
— Арктический сектор: реализация проектов по формированию Интинско-Воркутинской индустриальной площадки, ориентированной на создание современных производств по переработке местных полезных ископаемых. В целях обеспечения качественными продуктами населенных пунктов арктического сектора реализовать программу развития мясомолочного комплекса в Усть-Цилемском и Ижемском, а также оленеводческих хозяйств других районов, входящих в арктический сектор.
— Развитие производств на основе глубокой переработки древесины, а также углубление фарватера реки Печора, развития грузового и пассажирского речного транспорта.
В целях обеспечения бесперебойного обращения пассажиров и грузов, а также организации и популяризации сельского туризма построить автомобильную дорогу с твердым покрытием: Воркута – Инта – Усинск — Ижма – Усть-Цильма. А также трассу Печора – Инта;
— освоение производства оборудования для горнопромышленной отрасли.
Таким образом, «арктический сектор» станет индустриальным плацдармом для реализации федеральных арктических проектов России.
– Уральский сектор:
— Обогащение бокситов с получением из бокситовой руды железа;
— Переработка буровых отходов в строительные материалы и тепловую энергию;
— Переработка ярегского лейкоксена в лигатуры (Si, Ti, Sa);
— Развитие производств на основе глубокой переработки древесины;
— Развитие и широкое внедрение технологий производства индивидуального домостроения из местных пород древесины;
— Развитие мясомолочного комплекса и овощного растениеводства;
— Строительство мостов и автодороги по линии Удора – Ухта – Сосногорск – Вуктыл;
— Освоение производства оборудования для нефтяной и газовой отраслей.
— Вычегодский сектор:
— Развитие предприятий лесного комплекса;
— Организация сервисных и ремонтных предприятий по обслуживанию лесозаготовительной техники;
— Организация производства комплектующих и запасных частей для лесозаготовительной и лесоперерабатывающей техники;
— Освоение технологий производства оборудования для лесной и аграрной отраслей.
Реализация мероприятий по развитию промышленной, аграрной и транспортной отраслей создаст условия и новые рабочие места, что позволит осуществить приток трудоспособного персонала из бюджетной сферы, снизив тем самым нагрузку на бюджет и решив проблему кадрового «голода» в регионе.
Остается еще одна часть технического условия, касающаяся изменений в структуре административного управления, структуре правительства, однако эту часть целесообразно освещать при обнаружении в республике специалистов, занимающихся вопросами реального управления, потому как предложение ломает сложившиеся в советский период стереотипы.
Повышение уровня социализации населения
Вторым по счету, но первым по важности условием является повышение уровня социализации населения и превращения его в народ.
С введением порядка назначения глав регионов «центром» и отсутствием действительного механизма оценки результатов их работы сложилась ситуация, выходящая за рамки представлений об управлении.
В обмен на лояльность к «центру» и недопущение социальной напряженности на местах одновременно с назначением чиновник получает «индульгенцию» на бездействие в регионе. Таким образом, сложилась ситуация, при которой власть повсеместно имитирует деятельность. Решить эту проблему возможно активизацией населения в делах региона, призванной принудить органы исполнительной власти выполнять свои обязанности.
Однако непреодолимым препятствием на этом пути встает разрозненность населения, преодолеть которую одной лишь «силой воли» невозможно. Предстоит ввести механизмы, приводящие к объединительным процессам населения.
Умение не испытывать взаимную неприязнь, проявлять терпимость к успеху товарищей, невосприимчивость к сплетням и не распространение их, не радоваться проблемам соседей и т.д. и т.п.
Эта проблема устраняется методом вовлечения в объединительные созидательные процессы. И опять же должна решаться в комплексе с предлагаемыми мерами под руководством специалистов.
Внедрив предложенные механизмы, основанные прежде всего на методах управления, население Республики Коми действительно за достаточно короткий срок может выйти на уровень развитых стран. И этот результат будет заслугой именно народа, проживающего в республике.
Виктор СУЛКОВСКИЙ, экономист,
специалист по управлению.