Сейчас в столице Коми только и разговоров, что о закрытии сети «Ассорти». Народ гадает, что будет завтра с магазинами этой сети. Их помещения, вероятно, займет федеральная торговая сеть «Пятерочка», в городе уже функционирует пара магазинов с таким названием. Все, кто в них побывал, заметили, что цены здесь ниже, чем у предшественника, ассортимент не хуже. Разве что товар в основном не местный — из других регионов.
В магазинах «Ассорти» сейчас идет распродажа оставшегося товара, цены снижены на 30-50 процентов. Впрочем, все мало-мальски привлекательное уже сметено с полок, и постоянные покупатели заходят в «Ассорти» разве что за хлебом да молоком. Еще немного, и все они отправятся в магазины «Магнит», а жители Орбиты — в «Июнь» или «Макси».
Что скажет начальство?
Сложившаяся ситуация пока беспокоит только работников сети «Ассорти»: они пребывают в полной растерянности. Все уже знают, что магазины закрываются, но что будет завтра — не ведают. Знакомая продавщица рассказала мне, что работникам сети предлагают писать заявление об увольнении «по собственному желанию». Никаких разговоров о сокращении, ликвидации и прочих действиях администрации не идет. Тот, кто имеет «запасной аэродром», уже уволился, остальные ждут. Чего? Что скажет начальство.
В сети «Ассорти» работают около двух тысяч человек, в основном — женщины. Сколько возьмут в «Пятерочку» — никто не знает, но явно не всех. Куда обращаться безработным? На биржу труда? В профсоюз?
Однако огромная армия торговых работников не имеет своего профсоюза как такового. А существующая в «Ассорти» профсоюзная организация входит в республиканскую организацию работников агропромышленного комплекса, причем в ней всего 20 человек! И костяк ее — ветераны, которые уже не работают.
Тех, кто является членом профсоюза, региональная организация готова взять под защиту — в этом «Трибуну» заверил председатель Коми республиканской организации профсоюза работников АПК РФ Николай Шарыпов. Остальным же придется искать работу самим.
Как выбирали «наше»
Скорее всего, могут остаться без работы не только уволенные продавцы. Под ударом окажутся многие местные производители сельхозпродукции. Ведь федеральные торговые сети совершенно не заинтересованы в сотрудничестве с ними. У них просто другой подход к своей деятельности. Принцип простой: поменьше затрат, побольше прибыли. Менеджер, отвечающий в той же «Пятерочке», «Магните» или «Ленте» за поставки товара на наш прилавок, старается купить его там, где дешевле: например, в Кировской или Нижегородской областях. Наш производитель с его северными надбавками в любом случае становится изгоем, будь у него самый качественный и вкусный продукт! И поэтому на прилавках сетевых магазинов он может появиться только при особых условиях или при очень низкой себестоимости. Но кто будет производить товар себе в убыток?
Увы, кроме цены есть и другие причины того, что наши фермеры окажутся за бортом. Как заявил министр сельского хозяйства Алексей Буткин, только десять процентов местных производителей способны выполнить условия федеральных сетей для заключения контрактов о поставке своих товаров. Нужно очень многое менять в системе производства, включая требования к фасовке и упаковке товара, нанесению штрих-кодов, ритмичности поставок.
Здесь стоит вспомнить вялотекущую акцию «Выбирай наше!». Под этим лозунгом наше ушедшее правительство даже на выборы шло пять лет назад, да и потом пыталось проводить различные акции типа «Покупай наше!». Ярмарки проводились, плакаты выпускались. В День республики в прошлом году горожане даже пытались наполнить самую большую подушку в мире — дабы попасть в книгу рекордов Гиннесса.
Похоже, организаторы хотели поиграть на патриотических чувствах, привить любовь граждан к местным товарам. Но голый энтузиазм ни к чему не привел — его нужно было подкреплять солидной помощью тем же производителям, дабы они развивались и делали товар конкурентоспособным.
Похоже, лозунг может так и остаться лозунгом: местные товары просто перестанут производить. Зачем, если их не будет на прилавках?
Это бизнес, господа
Однако экс-руководитель проекта «Коми ферма» и «Выбирай наше!» Алексей Сандригайло считает, что приход федеральных сетей должен стать стимулом для развития наших сельхозпроизводителей. Да, торговая сеть «Ассорти» работала с фермерами, но далеко не со всеми. И тем, кто намерен развиваться, предстоит многое поменять в подходах к своей деятельности. Преимущество местных производителей в качестве, и на это как раз надо делать ставку.
Генеральный директор ООО «Пригородный» Геннадий Низовцев в уходе с арены сети «Ассорти» и появлении «Пятерочки» тоже не видит ничего страшного. По его мнению, трудности, конечно, будут, но они преодолимы. Один из выходов из создавшегося положения — создание партнерства между торговыми сетями и тем же Министерством сельского хозяйства. Нужны договоры о закупках продукции. Вплоть до квотирования и определения процента закупок товаров от местных производителей.
По его мнению, качественная продукция найдет потребителя. В его хозяйстве за последнее время в модернизацию и обновление производства вложено свыше двухсот миллионов рублей. Продукция пользуется спросом у населения. У «Пригородного» существует договор с торговым центром «О’кей», по которому хозяйство поставляет картофель, капусту и овощи, руководство старается выстроить отношения с «Магнитом» и «Лентой». Так же, по всей вероятности, будет и с новой торговой сетью «Пятерочка».
А вот в том, что это произойдет «запросто», Геннадий Федорович как раз не уверен. Без вмешательства руководства республики федеральные сети просто отмахнутся от «навязываемого» местного товара: бизнес есть бизнес!
Одним из путей решения проблемы может стать и принятие закона, который позволит местным сельхозпроизводителям поставлять свою продукцию в торговые сети.
Анатолий ПОЛЬКИН.