Усть-Цильма — край бездорожья. Автомобильное сообщение со многими населенными пунктами района возможно только по зимникам.
В советское время, когда сельское хозяйство района активно развивалось, дорожную сеть создать не успели. А сегодня, кажется, и «экономическая целесообразность» тает, как тот самый зимник в апреле. Если еще десять лет назад по Печоре, Пижме, Цильме проживало около 15 тысяч человек, в 2015-м их осталось 11 тысяч с хвостиком…
Впрочем, часть жителей отдаленных усть-цилемских сел и деревень далеко от прежнего дома не едет — перебирается в райцентр, здесь в последние годы застраиваются все имеющиеся в наличии участки земли. И как водится, обитатели новостроек годами живут «на выселках» — без нормальных дорог, без приличных тротуаров. В общем, есть куда приложить в селе труд дорожников — были бы деньги.
Но удивительное дело — даже когда деньги находятся, применение им чиновники находят порой очень своеобразное. Действия представителей власти порой напоминают решение наивного Буратино, закопавшего по совету доброжелателей свои золотые монетки на поле чудес. Однако в наивность чиновников верится с трудом…
Поле чудес
Возможность серьезно поправить дорожную сеть представилась Усть-Цильме в 2013 году. В конце 2012 года правительство республики специальным постановлением выделило субсидии из республиканского бюджета на ремонт, в том числе и капитальный, автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов Коми. Деньги направлены практически во все города и районы. Усть-Цильме досталось 5 млн 507 тысяч рублей.
По городским меркам сумма, может быть, и не слишком великая. А для села — более чем существенная. Однако многих жителей райцентра удивило само «место приложения» республиканских денег.
Администрация села решила пустить миллионы на ремонт «дорог местного значения», которые рядовому жителю райцентра были почти неведомы.
В постановлении, принятом местной властью, значится 300-метровый участок под названием «Подъезд к местечку Высокая Гора» и так называемая «Малая объездная дорога», протяженностью 1,7 километра.
Если дорога к местечку «Высокая Гора» еще как-то проглядывалась на местности, то «Малую объездную дорогу» нужно было не ремонтировать, а по сути строить заново. На пустыре, где она должна была проходить, в свое время устраивали гонки на лошадях в Петров день — там для этого удобное и ровное поле.
И все же, хоть и с натяжкой, целесообразность строительства «Малой объездной» можно было объяснить необходимостью разгрузить трассу, проходящую через райцентр. А вот понять, зачем нужно строить 300-метровую дорогу на Высокую гору, рядовому селянину достаточно сложно. Речь идет о возвышенности на берегу реки, с которого открывается красивейший вид на Печору. Гора эта абсолютно необжитая, и сегодня ее украшает лишь один недостроенный особняк. Строит его в качестве загородного дома известный москвич — автогонщик Антон Мельников, имеющий усть-цилемские корни.
Наверное, местная власть обязана создавать инфраструктуру для застройщиков. Однако почему в качестве приоритета решения транспортной проблемы застройщиков выбрано именно это пустующее поле, а не новостройки в самой Усть-Цильме, где в условиях бездорожья живут реально десятки семей?
«Марочное» покрытие
В аукционе на ремонт, а по сути дела, строительство новых дорог участвовал лишь один претендент — ЗАО ТК «Пижма» — фирма предпринимателя Вальтера Фота, известного своей близостью к руководителю администрации усть-цилемского района Алексею Поздееву.
Районная администрация заключила с «Пижмой» муниципальный контракт на сумму 5 млн 646 тыс. рублей, из которых 5,5 млн рублей — средства республиканского бюджета, а порядка 140 тысяч — средства бюджета МО МР «Усть-Цилемский».
Исполнитель работ обязался отремонтировать дороги до начала октября 2013 года. В техническом задании была указана не только длина песчаного и щебеночного покрытия, но и марка щебня, которую обязаны были использовать ремонтники — М800.
Когда уже время сдачи объекта по сути прошло, к главе администрации района Алексею Поздееву обратился президент
ЗАО ТК «Пижма» Валентина Братчук с просьбой согласовать замену щебня марки М800 на М400. Обосновывалась необходимость замены тем, что из-за обмеления Печоры качественный щебень невозможно было доставить из поселка Кожва. А щебень М400 можно добыть и на месте. Отличие одной марки щебня от другой заключается в размере фракций и прочностных характеристиках. М800 относится к щебню средней прочности, М400 — слабой.
Но в акте приемки выполненных ремонтных работ, подписанном председателем комиссии А. Поздеевым, почему-то было указано, что при ремонте использован щебень марки М800, который доставить было, как мы помним, невозможно. Может, ошибка вышла?
10 декабря того же 2013 года государственное бюджетное учреждение «Коми дорожный надзор» проконтролировало качество ремонта вышеуказанных дорог. В результате выяснилось не только отсутствие качественного щебня на дороге. Обнаружились и другие многочисленные нарушения, допущенные в ходе работ ЗАО ТК «Пижма».
В частности, по оценке специалистов «Дорожного надзора», «Пижма» не занималась операционным и лабораторным контролем проводимого ремонта, акты освидетельствования скрытых работ отсутствуют. И так далее и тому подобное.
Отремонтированные с таким качеством дороги вряд ли долго простоят. Каково их качество сегодня — загадка. Лично мне в марте этого года так и не удалось увидеть то, как служат селянам отремонтированные дороги. И подъезд к Высокой горе, и Малая объездная были завалены толстым слоем снега. Было видно, что по этим дорогам не проезжала ни одна машина. По крайней мере, этой зимой.
Не мытьем, так катаньем
В конце 2013 года глава администрации Усть-Цилемского района Алексей Поздеев отправил письмо тогдашнему министру финансов республики Владимиру Тукмакову с просьбой выделить обещанные субсидии на ремонт «Малой объездной» и «Подъезда к м. Высокая гора». В письме было сказано, что ремонтные работы сделаны на 80 процентов, а окончательно контракт будет выполнен к июню 2014 года.
Письмо воздействия не возымело — Минфин РК отказался перечислять району субсидии на капитальный ремонт автомобильных дорог из-за нарушений, выявленных дорожным контролем.
Однако в 2014 году район получил из того же республиканского кармана дотации на «сбалансированность бюджетов», которыми и расплатился с ЗАО ТК «Пижма» за ремонт малой объездной и подъезда к Высокой горе.
Эх, пить будем и гулять будем!
В общем, все остались при своих интересах: ЗАО ТК «Пижма» получило деньги за работу, администрация — отремонтированные дороги. Правда, непонятно, что получили при этом жители села Усть-Цильма.
В декабре 2013 года депутаты Усть-Цилемского района решили разобраться, куда и зачем районная власть решила потратить деньги, выделенные республикой на ремонт сельских дорог.
В частности, депутатская комиссия адресовала администрации района вопрос: а зачем вообще нужна автомобильная дорога к местечку Высокая гора? В ответе администрации было сказано: восстановление дороги сюда необходимо для создания дорожной инфраструктуры к планируемой ЖИЛОЙ застройке.
О какой «жилой» застройке идет речь, «Трибуне» стало недавно известно из Акта выбора земельного участка под строительство ресторана и домов отдыха для Фота Вальтера Вальтеровича.
Акт этот был подписан в самом конце прошлого года членами комиссии под председательством зам. руководителя администрации района И. Ларюкова.
Под рестораны и дома отдыха власть выделила бизнесмену участок площадью в 71 тысячу квадратных метров. Все эти метры расположены аккурат в местечке Высокая гора, к которому и создавалась дорога за бюджетные деньги.
Владимир ОВЧИННИКОВ.