Весна — горячая пора для всех муниципальных управлений образования. В школах идет кампания по записи будущих первоклассников.
Учиться дома — это несбыточная мечта для многих детей в нашей стране.
Зеркало государства
Попробуйте сказать где-нибудь в общественном месте, что не хотите отдавать своего ребенка в школу — вас, мягко говоря, не поймут. Потому что быть как все — неписаный закон нашего общества.
Однако всегда были те, кто придерживается иных взглядов. Кто, вопреки мнению хрестоматийной грибоедовской «Марьи Алексеевны», предпочтет иметь свое суждение.
— Чему может научить современная общеобразовательная школа? — недоумевают они. — Жестокости, хамству, «понтам»? Школа всегда была зеркалом государства. Я не хочу, чтобы из моего ребенка сделали робота, мозг которого будет «закипать» каждый раз, как только ему доведется действовать не по инструкции. И потом эта единая форма: белый верх — черный низ, или мышиная серая гамма…Нет уж!
Молодой сыктывкарский предприниматель Сергей С., отец будущего первоклассника, тоже настроен категорично. Их Петька не пойдет 1 сентября в школу.
— 20 лет назад, когда я учился, слово «педагог» вызывало уважение, в школьных туалетах не валялись шприцы и пакетики от спайсов, ученики не избивали друг друга, фиксируя драку на мобильный, — вспоминает Сергей. — Мы с женой решили: наш сын будет учиться дома. Во всяком случае начальное образование жена может дать ему сама, благо — диплом педучилища в кармане.
Действительно, альтернатива «всеобщему среднему» есть. Ведь согласно закону «Об образовании», каждый учащийся имеет право выбора формы обучения. И таких родителей, кто выбирает обучение в семье, становится все больше.
Птенцы дворянских гнезд
Обучение на дому было весьма распространено в России. Домашний наставник (учитель) занимался с одним или несколькими отпрысками семейства. Ставка в обучении делалась на индивидуальную программу, «приноровленную к личности учащегося».
После революции слово «гувернер» (тот самый, что «слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил») стало архаизмом. Домашнее обучение было признано одной из дворянских привилегий, отмененных «властью рабочих и крестьян». Вместо этого большевики объявили «Всеобуч», а затем построили унифицированную систему образования, характерную для тоталитарных режимов. Главная задача такой школы — создавать «рабочий материал» для нужд государства.
Те, кто постарше, помнят еще и «клятву октябренка», и пионерские марши, и комсомольские собрания. С ранних лет будущих «строителей коммунизма» учили «идти в ногу», «не отрываться от коллектива».
Но и после краха социализма образовательная школа, увы, не стала гуманистичнее. Появилась другая крайность — резкое социальное неравенство. Качественное образование стало привилегией богачей. Учителя превратились в обычных «урокодателей», а сама школа — в учреждение, где оказывают «образовательные услуги».
Ужас — позади
Современные психологи отмечают, что домашние дети лучше усваивают материал, чем те, кто обучается в классе. Этому способствует привычная обстановка, отсутствие стресса, возможность сконцентрироваться. Ребенок учится самодисциплине, понимает, что старается для себя, а не для пресловутой «отметки».
— Слава Богу, мы потихоньку забываем об этом ужасе, и 1 сентября для нас –
начало календарной осени, и только, — признался корреспонденту «Трибуны» другой молодой отец, артист театра «Фантастическая реальность» Андрей Аксеновский. С прошлого года он живет в Печоре, где, по его словам, на семейной форме образования находятся не только их дети.
— Наш старший сын учится дома уже третий год, — продолжает Андрей. — В итоге за год у него была лишь пара «четверок», остальные — «пятерки». Занималась с ним Лена, моя жена, кстати — золотая медалистка. Репетиторы нам не по карману, да они и не нужны, потому что в интернете есть сайт с видеоуроками лучших учителей России. Как раз для таких семей, как наша. Мы, правда, сайтом пока не пользовались, сами справлялись. Вот «Химия» начнется, тогда, наверное, придется использовать эту помощь.
Известно, что до 2004 года федеральное законодательство предусматривало финансовую поддержку семейного образования. Сегодня родители, выбравшие для своих детей такую форму обучения, никакой компенсации от государства не имеют. За исключением, правда, трех субъектов Федерации (Москвы, Ярославской и Омской областей), где по этому поводу приняты региональные законы.
— Я общался на этот счет с Гайзером (главой республики — Авт.), но он очень удивился — возможно, и не знал об этой форме обу-
чения, — рассказал Андрей. — У нас в республике не прописаны такие компенсации, хотя в других регионах они есть. Более того, мы постоянно сталкиваемся с разными проблемами. В Печоре к нам даже «менты» вламывались с теткой из местной школы: мол, как это вы здесь живете с детьми, а детей ваших нигде нет! Лена ей говорит: «Как это нет, вот — мы!» Но директриса губки в трубочку скатала и продолжала утверждать, что «нас нет». Даже в льготном проезде нашим детям отказывают, потому что нет пресловутой справки из школы…
«Нестандартные» дети
— Все родители хотят своим детям добра, успеха в жизни, — говорит мама троих детей из Эжвы Анна Бобрецова. — Для нас очень важна психологическая и эмоциональная стабильность детей, чему не способствует обучение в жесткой рамочной системе уроков и отметок и гонка «ЕГЭ—вуз—престижная работа». Оценив те школы, которые на данный момент есть в Сыктывкаре, мы пришли к выводу: своих детей нужно учить самим.
Из своей практики могу назвать плюсы домашнего обучения. Во-первых, широкий кругозор — темы разных предметов мы стараемся связывать друг с другом в единую картину и рассматривать их практически. Мы часто посещаем профильные музеи, предприятия, встречаемся с профессионалами в своей области. Во-вторых, свободное общение с людьми разных возрастов. У наших детей нет страха перед директором, они могут поспорить с учителем и свободно изложить свои идеи. В-третьих, индивидуальный ритм обучения: мы идем за интересом ребенка. Можно, например, месяц заниматься только художественным или музыкальным творчеством, а потом за месяц пройти годовой курс математики. Кроме того, трудовая составляющая: очень приветствуем в детях творчество, предпринимательство, благотворительную помощь, участие в социальных акциях. Аттестуются наши дети так же, как и все школьники. Школа всем предлагает одинаковые контрольные, соответствующие классу и предмету, проблем пока не возникало, учителя относятся доброжелательно. Мы не приписаны ни к какой школе. По закону, для аттестации мы можем обратиться в любое образовательное учреждение.
Минусы мне назвать сложно: разве что финансово тяжело самостоятельно заниматься образованием детей. Время, отданное детям, нельзя посвятить зарабатыванию денег. Кроме того, мы приглашаем, например, учителей по английскому языку, живописи, сценической речи — их уроки надо оплачивать.
Конечно же, все дети разные. Кому-то, наоборот, нужно учиться только в школе, в классе из тридцати человек — это ему пойдет на пользу. Я не ратую за то, чтобы все ринулись в семейное образование. Тут нужен индивидуальный подход. Каждому свое. Например, моя старшая дочка учится в обычной школе, а для младших я выбрала семейное
обучение.
Право выбора
В настоящее время в области образования государством реализуется принцип «деньги следуют за учеником». И хотя принцип этот не получил пока нормативного закрепления, на практике он работает. В частности, федеральный закон «Об образовании» предусматривает финансовую поддержку деятельности частных общеобразовательных организаций в виде субсидий на возмещение затрат. Да, пока нет федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием. Но это не препятствует введению такой поддержки на региональном уровне. На сайте МОО «За права семьи» подробно расписан пример трех указанных выше субъектов, где этим правом воспользовались. Почему бы и Коми не присоединиться к этим «доброжелательным к ребенку» территориям?
Тема семейной формы образования еще ни разу в нашей республике не была предметом серьезного обсуждения на правительственном уровне, да и количество детей, обучающихся дома, пока невелико. По данным муниципальных управлений образования, их вообще нет ни в Воркуте, ни в Печоре, ни в Ухте. В Сыктывкаре, судя по заявлениям родителей, форму семейного образования выбрали девять человек. Однако, как выяснилось при подготовке этого материала, официальные данные явно не отражают действительной картины. Кроме того, если бы люди знали, что государство их поддержит, желающих выбрать такую форму обучения было бы гораздо больше. Это помогло бы разгрузить наши переполненные классы и поддержать «нестандартных» детей.
Главное, чтобы у родителей был выбор, гарантированный государством.
Лиля ВОВК.