Еще каких-то лет двадцать назад наколка на теле женщины означала, что ее обладательница имела тюремный опыт или была связана с криминальным миром.
Правда, в отличие от зэков-мужчин, женщины даже в тюрьме не могли избавиться от любовных переживаний. И потому в их «нательной живописи» преобладали сентиментальные амуры, тюльпаны и ангелы. Причем они старались наносить рисунки на те части тела, которые могут увидеть лишь избранные. Мужские же наколки, наоборот, делались «напоказ» — как «опознавательные знаки» для окружающих, четко указывающие, какое место «блатной» занимает в уголовной иерархии. Но иногда зэки украшали себя «философскими» рисунками и портретами вождей (считалось, что конвой не решится стрелять): «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас».
Мода на «блатную романтику» давно прошла. Но в «нулевые» годы, в расцвет гламура, появилась другая мода — на художественный татуаж. Зэковскую иголку и тушь, сделанную из мочи и сажи, сменили специальные тату-машинки. Процесс стал менее болезненным, но все равно эта процедура малоприятная, к тому же чреватая осложнениями для здоровья. Тем не менее, нет отбоя от желающих украсить свое тело рисунками — сегодня мастера тату буквально завалены заказами.
Козлы на иврите
Татуаж делают не только в специальных салонах. Многие художники принимают клиентов, что называется, на дому. Среди них и довольно известная в Сыктывкаре «мастерица по коже» Маргарита (фамилию она просила не называть, поскольку основное место ее работы — учитель рисования в одной из сыктывкарских школ. Она опасается, что педколлектив ее осудит).
Большинство своих живописных работ Маргарита выполняет не с помощью машинки для тату, а практически теми же кисточками, которыми рисует на бумаге.
Рисовать Марго училась в педагогическом колледже. Позже, уже работая в школе, девушка писала картины и даже выставляла их в Национальной галерее. Татуировкой она заинтересовалась не ради заработка, а после любовной неудачи. Захотелось оставить «зарубку», которая в дальнейшем предостерегла бы ее от подобных ошибок. И она сделала на теле надпись на… иврите. Почему на иврите? Ну уж больно вызывающий «слоган». Если перевести на русский, получится: «Все мужики козлы!»
— Опыт был абсолютно неудачный, — усмехается Маргарита. — И тогда я решила учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал нам великий Ленин.
Уроки ей давали известные мастера тату в Санкт-Петербурге. С тех пор много туши утекло под кожу. Сейчас Марго считает себя настоящим художником «нательной живописи».
И на старуху бывает «татуха»
Клиенты Маргариты — женщины. Преимущественно из творческой тусовки.
— Не так давно я делала татуировку в интересном месте известной сыктывкарской артистке, даме солидного возраста. Свой юбилей она решила отметить именно таким образом, — рассказывает художница. — Призналась мне, что мечтала об этом давно, но решилась, только когда выросли дети…
— Но большинство девушек и молодых женщин решаются «набить татуху» не осознанно, а из любопытства, потому что это модно, — продолжает Марго. — Некоторые, как и я когда-то, хотят увековечить значимый жизненный эпизод — например, расставание с любимым, рождение ребенка или даже смену работы. Но у этих людей интерес обычно быстро проходит, и тату начинает их раздражать. А есть особая категория клиентов, которые, начав себя расписывать, уже не могут остановиться. Они превращаются в своего рода наркоманов. И жалеют лишь об одном — что на теле слишком мало места.
Если тело захотело…
— Сейчас много профессиональных салонов. Почему же люди идут именно к вам?
— Ко мне приходят за индивидуальностью, — отвечает Маргарита. — Профессиональные мастера предлагают стандартный каталог рисунков: бабочки, цветочки, сердца, стрекозы, феи, японские иероглифы и тому подобное. А я пишу настоящую картину, только материалом служит не холст, а человеческая кожа. Фантазия заказчиков неистощима. Ну, например, одна женщина попросила изобразить у нее на плече портрет мужа.
— А если они разойдутся и она встретит нового избранника? Запоет потом, как герой Высоцкого: «Получилось, я зря им клеймен».
— Возможно, в этом случае появится татуировка на другом плече, — смеется Маргарита. — Тут и таится проблема любой татуировки. Люди убеждены, что их отношение к своему телу и изображениям на нем никогда не изменится. Но разве мы слушаем в зрелом возрасте ту музыку, которая сносила нам голову в 14 лет? Я всегда стараюсь отговорить своих клиенток от татуировок на видных местах. — Например, трижды я отказывала молоденькой девушке сделать на пальце татуировку кинжала. В конце концов она послушалась. А потом приезжала ко мне с дорогим коньяком — благодарила. Девушка устроилась стюардессой в «ЮТэйр», работа ей очень нравится. При этом она прекрасно понимает, что с татуированными пальцами путь в небо был бы для нее закрыт.
Подарила себя как торт
К счастью, сегодня для любительниц расписывать тело нет необходимости «клеймить себя» до гробовой доски.
В последнее время популярными стали биотатуировки хной или блеск-тату, когда на рисунок, сделанный гипоаллергенным клеем, наносятся блестки. Маргарита признается, что ей больше нравится рисовать хной и блестками, чем дырявить кожу машинкой. Этот вид «живописи» безо всяких натяжек можно назвать интимным. Большинство женщин таким образом получают рисунки в тех местах, которые доступны взору лишь самого близкого человека. Прелесть временных татуировок в том, что женщина каждый раз может преподносить любимому сюрприз.
— Конечно, немного жаль, что эти мои работы исчезают через пару недель, — говорит Маргарита. — Но все равно я стараюсь никогда не повторяться и каждый раз создавать маленький шедевр. Недавно я изобразила вишенку на филейной части взрослой женщины. Потом, заказывая очередной рисунок, клиентка рассказала, что во время встречи с любимым она в какой-то момент почувствовала себя большим праздничным тортом. Вот она, сила искусства!
Екатерина МАКАРОВА.