Известный российский бард третий год подряд приезжает в Коми для участия в жюри межрегионального конкурса авторской песни среди людей с инвалидностью «Струна, и кисть, и вечное перо».
Конкурс, организованный региональным отделением ВОИ совместно с продюсерским центром Владимира Юрковского, в этом году проходил в течение недели и собрал около пятидесяти участников.
— Леонид Александрович, чем вас так зацепил этот конкурс, что вы который год, откладывая личные дела, приезжаете в наш маленький Cыктывкар?
— Не величиной города объясняется величие дел, происходящих в нем. Все зависит от людей. Здесь великие люди, которые знают чего хотят, понимают, как это сделать, и плюс ко всему с доброй и большой любовью к авторской песне. Я знаю много фестивалей, но такой конкурс для людей с ограниченными возможностями — единственный. Причем с организацией, которой могли бы позавидовать все фестивали.
— Ранее вы были участником очень смешной телепередачи «Веселые ребята». А чем занимаетесь в последние годы?
— Я уже почти пять лет — счастливый российский пенсионер, занимаюсь только собой: концерты, песни, диски, поездки. Последние два года были насыщенными. У меня были гастроли в Америке и Канаде. Достаточно плотный график, и это радует, потому что по нынешним временам трудно что-то прогнозировать. Для любителей авторской песни особенно, потому что она никогда не была широко представлена в залах. Аховая ситуация и у попсы, и у других жанров, потому что народ в отсутствие денежных средств начинает думать, пойти ли на концерт или сделать что-либо другое на эти же деньги. То, что я живу и даже новые песенки появляются — уже хорошо. То, что приглашают в Сыктывкар — вообще замечательно.
«Время многих правд»
— О чем поют современные барды? Кого поют?
— Темы не меняются вот уже несколько столетий. Любовь добро, зло, горе, радость. Дважды два — четыре и в России, и в Африке, и три века назад, и сегодня. Я приезжаю к вам третий год и вижу, как растут участники конкурса, как они ищут новые песни, открывают для себя новые имена. Радует даже не то, что конкурсанты достигают каких-то профессиональных высот, а то, что это наполняет их жизнь смыслом: они стараются, слушают, репетируют. Это расширяет их жизненный и творческий кругозор.
— Гран-при конкурса получила исполнительница из Удоры, спевшая «Кукушку» Виктора Цоя. Давно ли Цой стал причислен к бардам?
— Если барды поют песни Цоя — это не значит, что он стал бардом. Когда Макаревич выходит с акустической гитарой или Юра Шевчук поет на Грушинском фестивале — их можно считать бардами? Это такая сопредельная дружественная территория. Не надо причислять к сообществу бардов и не надо становиться в позу, что бард – это только расстроенная гитара у костра и три аккорда. Если ты выучил квинтсекстаккорд, то ты уже ненавистный профессионал и тебе путь заказан. Я помню концерт Александра Дольского в Казани в 1978 году, а Дольский всегда выделялся, потому что у него классическое музыкальное образование по классу гитары. И вот поет Сан Саныч, и вдруг прямо посреди концерта четыре человека выходят на сцену и заявляют: «Это не КСП (клуб самодеятельной песни — Ред.), это — эстрада! Долой эстраду, даешь КСП!». Дольский им ничего не сказал, дождался, когда они ушли, и продолжил. Или, напомню, в 90-е шел на ТВ проект «Песни нашего века», и в Москве устраивали «суды» над этим проектом: «Это не авторская песня». Всегда будет правый и левый край. Так что, если человек на бардовском фестивале поет Цоя и при этом поет блестяще, как это делает Елена Скуратова, думаю, он был бы признателен ей за такое исполнение.
— Вы — выпускник Казанского университета, который в свое время окончил Владимир Ульянов, вождь Октябрьской революции…
— И что? Я в этом не виноват.
— Тема 100-летия революции интересна вам как историку?
— Я с трудом уже вспоминаю по отношению к себе это — «как историк». Я человек, соприкоснувшийся с изучением исторической науки. Историческое образование дало мне умение собирать и анализировать информацию, которая, может, для большинства людей не заметна, и делать свои выводы. Это очень помогает в оценке нынешней ситуации. Сегодня у нас в стране исторические факты каждый день трактуются по-разному. Сейчас, например, не выгодно считать Киев матерью городов русских. Сейчас быстренько нашли поселение древних русичей где-то под Ладогой. Оттуда «есмь пошла…», оказывается. У всех своя правда. Сейчас время многих правд. Но истина одна, и ее не знает никто.
От песни не оторвать
— Можно узнать чуть подробнее о ваших гастролях в Америке?
— В Америку в свое время уехало немало людей – активных участников КСП, которые сами делали и участвовали в фестивалях. Из Украины, Белоруссии, Москвы… Туда кто ни уедет – все русские: евреи, белорусы, казахи. Они до сих пор собираются, поддерживают русскоязычную культуру, поют любимые песни Визбора, Окуджавы, Высоцкого. Практически в каждом городе есть свой КСП, в каждом штате проходят фестивали авторской песни, на которые собираются от 600 до 6 тысяч человек. Лауреаты Грушинского фестиваля там постоянно бывают. То же самое происходит в Израиле и в Германии. Люди, чья юность и молодость пришлись на 70-80-е годы, увезли с собой традиции КСП. Это их жизненная философия, их уже от этой песни не оторвать.
— Ностальгия…
— И ностальгия, конечно. Они и детей воспитывают в этих традициях.
— Бардовская песня любит задавать вопросы и давать ответы. Скажите, оптимизм — это хорошо?
— Да. Я всегда говорю: «Я оптимист. Я верю в худшее».
Беседовала Лиля ВОВК.