В редакцию «Трибуны» на днях пришла группа работников ООО «Гермес», поведавшая об условиях работы в этой сыктывкарской фирме. Первое впечатление от рассказа: такого не может быть! На дворе двадцать первый век, а речь идет вроде как о девятнадцатом, в котором не было ни законов, ни Гострудинспекции, ни профсоюзов, ни проверяющих инстанций…
Сегодня в «Гермесе», как утверждают его работники, существует двойная бухгалтерия, система штрафов, 16-часовой рабочий день, отсутствуют социальные гарантии. Официальная зарплата — 5-7 тысяч рублей, отпускные мизерные, больничные листки — просто бумажки, поскольку по ним нечего начислять. А всем недовольным начальники заявляют: «Здесь никого не держат!»
Директор за баранкой
Автобусы «Гермеса» курсируют в столице Коми по маршрутам 3, 4, 12, 18, 21, 28, 44, 46. Работает в ООО порядка двух сотен человек, причем структура очень интересная. На маршруты выходит порядка полутора сотен машин ежедневно, водитель автобуса является как бы «директором предприятия», который отвечает за выполнение задания по перевозке пассажиров. Он «нанимает» кондуктора и рассчитывается с ним за выполненную работу, содержит автобус (ремонтирует, заправляет, сдает выручку в кассу предприятия «согласно проданным билетам»).
В «Гермесе» официально работает порядка 15-20 кондукторов, хотя на трассах, как уже отмечалось, бывает свыше сотни автобусов ежедневно. Другими словами, в автобусах официально кондукторов нет! У них нет удостоверений, они ни за что не отвечают. Можно ли в таком случае с них что-то требовать?
Теперь — о расчетах «директора автобуса». Работники «Гермеса» показали нам «маршрутные листы» и листы путевые. Разница в них в том, что «маршрутный лист» отражает задание и реальное время нахождения на линии, а путевой — отчетное, для начисления зарплаты. Допустим, после смены, которая может длиться 16 часов, на 18-м маршруте в сумке кондуктора оказалось 13 тысяч рублей. Половину собранного «директор» сдает в контору, где с него еще возьмут налог со всей суммы, а из оставшихся денег он должен заправить автомобиль и расплатиться с наемным работником — кондуктором. В итоге (если автобус будет на маршруте максимальное количество дней) водитель получит 25-30, кондуктор — 20 тысяч рублей.
В бухгалтерии же оплата идет точно по путевому листу, в котором значится, что водитель отработал свои положенные восемь часов в день (больше нельзя!). При соблюдении норм техники безопасности переработка водителю запрещена, поэтому в табеле у него стоит не больше 160 часов отработки за месяц. В итоге к выдаче в кассе водителю полагается 7-8 тысяч рублей. Про кондуктора речь не идет — его же не существует для бухгалтерии!
Недовольных усмиряют быстро: они могут находиться в простое, попадать на «пустые маршруты», когда вместо выручки водитель «привозит воздух». В результате в «Гермесе» работают только согласные с системой: других здесь не держат.
Почувствуйте разницу
По отраслевому тарифному соглашению водители автобусов должны получать 30-40 тысяч зарплаты в месяц. Налог с этой суммы — 13 процентов. С этой же суммы идут отчисления в Пенсионный фонд. Но по отчетам-то водитель получает не 40, а 5-7 тысяч! Разница колоссальная! Как подсчитали в республиканском профсоюзе работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, за год такие вот фирмочки типа «Гермеса» по республике недоплачивают в казну более 540 миллионов рублей!
Но это еще не все. «Водитель-директор» и кондукторы стоят на учете… в учреждении соцзащиты и получают пособия! Водители — в качестве «малоимущих», кондукторы — в качестве «безработных». Результат таков: по данным
рескома профсоюза, на всех работников, занятых на автобусных перевозках в республике, казна расходует ежегодно от 210 до 420 миллионов рублей.
ООО «Гермес» — частная компания, занимающаяся перевозкой пассажиров. В числе учредителей — один из лидеров так называемой «бригады Гайзера», «авторитетный предприниматель» Валерий Веселов. Уставной капитал фирмы — всего 10 тысяч рублей. А судя по ее названию, своим кумиром учредители считали греческого бога торговли, прибыли и плутовства.
Господин Веселов и его подельники сейчас находятся под следствием. Но система, созданная «бригадой», продолжает работать. Мало того, что в казну не поступает полмиллиарда рублей, из нее еще столько же уходит на выплаты малоимущим работникам, занятым на автобусных перевозках пассажиров.
Круговая порука
Самое же печальное в том, что о существующей системе давно знают и правоохранительные органы, и чиновники. «Трибуна» писала о существующих беспорядках в системе перевозки пассажиров на протяжении многих лет. Похоже, что в данном случае действовала круговая порука. Причем это касается не только Сыктывкара. «Система отъема денег у государства» с помощью автотранспортных фирм в той или иной форме процветает и в других муниципалитетах. В результате работников нещадно эксплуатируют, а государство обманывают.
На недавней встрече врио главы РК Сергея Гапликова с руководителями отраслевых профсоюзов о ситуации в сфере пассажирских перевозок рассказал председатель отраслевого рескома Иван Урсу. Руководитель региона заявил, что знает о проблемах отрасли. А наведение порядка в отрасли — общая задача правительства и профсоюза.
Анатолий ПОЛЬКИН.