Автобусным бизнесом до сих пор рулят полукриминальные элементы

22 апреля с.г. «Трибуна» опубликовала статью «В тени автобусного парка»: «авторитетные бригады» наладили масштабную систему вывода денег из-под носа у государства». В ней рассказывалось о кризисной ситуации, которая сложилась в системе пассажирских перевозок.

103255.8562_600
Мы рассказали о том, что частные фирмы заставляют экипажи автобусов работать по 16 часов, официальная зарплата этих водителей и кондукторов составляет 6-7 тысяч рублей (остальное — «черный нал»), социальные гарантии отсутствуют. Перевозчики уходят от уплаты налогов, нарушают графики движения. Обо всем этом прекрасно знают и в мэрии, и в правительстве Коми, однако должных мер не принимается.

Профессионалов выбросили на улицу

Недавно состоялась встреча и.о. главы РК Сергея Гапликова с председателем профсоюза обанкроченного предприятия «Альфа-Транс» Татьяной Занегиной. Она рассказала руководителю региона, что при ликвидации предприятия на улицу было выброшено около полутора сотен работников, которые вынуждены встать на учет на биржу труда. При этом созданные на месте разрушенного предприятия маленькие фирмочки используют неквалифицированных работников. За руль автобуса нередко садятся люди без необходимого стажа и опыта. Зафиксирован даже случай, когда водитель работал с открытой формой туберкулеза. А кондукторы вообще не имеют минимальной подготовки.
В то же время уволенных из «Альфа-Транса» на работу не берут, поскольку они «отравлены профсоюзами» и слишком «многого хотят». По мнению Занегиной, столичным автобусным бизнесом до сих пор рулят полукриминальные элементы.
Сергей Гапликов заверил председателя профкома, что сейчас создается новое государственное предприятие, для которого в данный момент подбирается руководитель. Затем начнется формирование коллектива, в который должны войти квалифицированные специалисты. Для создаваемого предприятия уже закуплено сорок автобусов большой вместимости. Возвращаются и разбазаренные активы.

Гонки на выживание

Пока же ситуация не радует. Например, на самом загруженном маршруте Эжва — Сыктывкар постоянно нарушается график движения — на линии уменьшилось количество автобусов. Объяснение простое: если ездить строго по графику, автобусы не заполняются полностью. А если автобус задерживается и на остановках скапливается народ, автобус полон, и выручка увеличивается. Зачем же соблюдать график, если можно получить с каждого рейса максимум выручки? А на маршрутах №№ 5 и 36 водители «играют» в «обгонялки»: в погоне за наполняемостью устраивают между собой гонки на переполненных транспортом улицах.
Самое грустное в этой ситуации то, что от решения проблемы устраняются муниципальные чиновники, которые по закону обязаны обеспечивать пассажирские перевозки и их
безопасность.

Они выпадают!

Но все это пока только «ягодки. «Цветочки» — впереди.
С 1 июля в силу вступает закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вышел в свет в прошлом году, но начал действовать с 15 января года нынешнего. Этот закон, будь он введен вовремя, дал бы нашим чиновникам все рычаги для наведения порядка. Однако этого не произошло: закон не заметили. Или просто проигнорировали.
Власть на местах была обязана определить так называемые регулярные перевозки. И только регулярные перевозки теперь будут субсидироваться. Другими словами, те предприятия, которые получат разрешение от местных властей на перевозку пассажиров, смогут получать деньги за так называемые «выпадающие доходы».
В настоящее время себестоимость одной поездки в городе равна примерно 23 рублям. Однако пассажир платит только 20, три рубля за него доплачивает муниципалитет. Пассажиров много, суммы получаются огромные. Если муниципалитет не оплатит выпадающие доходы, предприятие обанкротится. Перевозчик, не имея документов на осуществление своей деятельности, просто не сможет работать, а пассажирам, видимо, придется ходить пешком.
На днях и.о. министра промышленности, транспорта и энергетики региона Александр Гибеж разослал в общественные организации предложение согласовать проект постановления «О планировании регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок». Общественникам («ОПОРА РОССИИ», Союз промышленников, «Деловая Россия») завуалированно предложено, по сути, заблокировать действие закона.
Дело в том, что еще полгода назад чиновники обязаны были подготовить все необходимые документы, составить их реестр, провести конкурсы и заключить контракты с перевозчиками и т.д. Ничего этого нет. Но если общественные организации согласятся с предложением, можно будет, сославшись на их «компетентное» мнение, отложить действие закона.

Усинск бьет тревогу

На днях председатель рескома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу получил письмо из администрации Усинска, в котором сообщается, что местное предприятие МУП «Муниципальные перевозки» остается без субсидирования с 1 июля. И «только к 1 августа предполагается разработать типовые документы для проведения конкурсов на обслуживание внутримуниципальных маршрутов с учетом реализации положения закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ».
Дело, очевидно, затянется. Для того, чтобы выделить деньги, потребуется решение депутатов, а они в отпуске и соберутся не раньше конца сентября. И такое же положение во всех муниципалитетах. Другими словами, наведение порядка на автобусных маршрутах в очередной раз откладывается.

Анатолий ПОЛЬКИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники