В Сыктывкаре проходит очередной фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Ценители искусства увидят четыре оперы, три балета и симфонический оркестр. Как всегда, в постановках участвуют и наши артисты, и заезжие звезды.
Сцена из «Тоски». По мнению критика, артистам не хватило драматизма.
Фестиваль стартовал 23 мая с оперы Пуччини «Тоска». Флорию Тоску сыграла гостья фестиваля, лауреат международных конкурсов Елена Аюшеева. Ее супруг, солист Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Чингис Аюшеев, предстал в образе влюбленного в красотку художника Марио Каварадосси. А в роли коварного начальника римской полиции на сцену вышел наш земляк Владимир Ванеев, ныне солист питерского Мариинского театра.
Театральный критик, член экспертного совета национального фестиваля «Золотая маска» Александр Матусевич, посетивший церемонию открытия фестиваля «Сыктывкарса тулыс», прокомментировал «Трибуне» премьерный спектакль. По его словам, постановка главного режиссера театра оперы и балета Ильи Можайского — это «абсолютно столичная работа», берет за душу, особенно в части режиссуры и сценографического оформления.
Что касается ведущих партий, то, по мнению Александра Матусевича, в этой «тройке» лучшим является наш земляк Владимир Ванеев. На фоне его глубокого драматического баритона, сочетающегося с интереснейшей актерской работой несколько бледнее выглядели Чингис и Елена Аюшеевы.
— Но это же абсолютно фестивальный формат, артисты встретились буквально на премьере, — пояснил господин Матусевич. — Хотя драматической игры не было (а на самом деле это очень драматический спектакль), но спели «без петухов». У оркестрантов хороший, сочный звук. Только в самом начале духовые «поквакали», а в целом игра отличалась хорошим профессиональным уровнем.
А где эротика, где соблазнения?
Во второй день фестиваля сыктывкарцы увидели вторую премьеру — вечер одноактных балетов «Жизнь как день». Этот балет — попытка запечатлеть один день из жизни балетной труппы. Зрителям показали рождение искусства за творческим процессом. В нем задействованы все артисты балетной труппы.
Также во второй день фестиваля показали балет «Вальпургиева ночь». По сюжету, ключевая сцена «Вальпургиевой ночи» разворачивается во владениях Мефистофеля, который искушает Фауста, дабы тот насладился всеми благами мира. «Блага» предлагаются, в общем, банальные — пьянство и разврат. Но — с античным колоритом. Коварные нимфы и вакханки должны соблазнить Фауста, отвлечь его от добродетельной, но скучной Маргариты. Причем — молча (поскольку это балет), с помощью одних только танцев…
После спектакля корреспондент «Трибуны» задала вопрос балетному критику Валерию Модестову: как он оценивает представление, наших артистов балета, получился ли спектакль?
— Конечно, художника может обидеть каждый, артиста — тем более. Поэтому я привык критиковать только хореографов, — осторожно начал господин Модестов. — Первый спектакль — это была не очень удачная попытка. «Вальпургиева ночь» тоже подкачала. Я не увидел ни царства Мефистофеля, ни эротики, ни обольщения, а на лужайке резвились какие-то буколики! Но артисты ваши, безусловно, стараются. И в них есть потенциал. Есть природный дар, кошачья пластика… Они бы смогли сделать все очень соблазнительно, но, увы, не случилось…
На фестивале будут показаны две постановки на музыку П. Чайковского — опера «Иоланта» и уже знакомый зрителям балет «Лебединое озеро».
В понедельник, 30 мая, зрителей ждет опера Пуччини «Чио-Чио-Сан» (эту постановку первыми увидели англичане на гастролях театра в Великобритании). Ведущую партию исполнит итальянский тенор Анжело Фьоре, который выступает на лучших площадках Европы и мира.
Также ожидается выступление гостей фестиваля — «Балета Евгения Панфилова». Прозвучит опера Дж. Россини «Севильский цирюльник». Завершится фестиваль 3 июня гала-концертом.
Екатерина МАКАРОВА.