С 10 по 14 апреля в Коми уже в третий раз прошла благотворительная акция международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Организатор акции — АУ РК «Комикино», — как обычно, порадовал зрителей не только показами фильмов, но и творческими встречами с их создателями.
Корреспондент «Трибуны» посмотрел всю программу игрового кино, но для интервью выбрал самого титулованного гостя — заслуженного артиста России Бориса ТОКАРЕВА, знакомого всем по популярному советскому фильму «Два капитана».
Вот она какая — «Рыбка золотая»
В Сыктывкар Борис Токарев приехал как продюсер фильма «Золотая рыбка», режиссерского дебюта другого известного артиста Александра Галибина. Фильм получил уже 12 призов различных кинофестивалей, но в широкий прокат не выйдет. Это, так называемое, некоммерческое кино. Действие фильма происходит в 1946 году в Казахстане, где живет эвакуированная из Ленинграда семья — мать и двое ее сыновей. Однажды братья находят на свалке книжку — сказку Пушкина о золотой рыбке. У мальчишек появляется мечта — стать обладателями волшебной рыбки и загадать три желания. Главное из которых, конечно, чтобы вернулся папа…
— В этом фильме нет спецэффектов и компьютерной графики, нет летающих тарелок, садящихся на Москву. Для меня это кино о человеческой душе, — рассказал «Трибуне» Борис Токарев. — Я прекрасно понимал, что никакого финансового успеха не будет, но мы — студия «Дебют», и наша задача – открывать новые имена. Я верю, что у наших юных актеров — Ивана Егорова и Ярослава Ефременко — большое будущее.
Борис Токарев 40 лет назад сыграл роль
Сани Григорьева в фильме «Два капитана».
В экстремальных условиях
— Борис Васильевич, кто нашел сценарий, по которому снят фильм?
— Галибин пришел к нам с этой историей, ее не хотели снимать восемь лет. Мне сценарий понравился, я просто в него влюбился и дал слово, что мы это обязательно снимем. К сожалению, оказалось, что Саша был не готов снимать. Те замечательные роли, которые он сыграл, не дают гарантию, что он — хороший режиссер. Поэтому у нас была абсолютно конфликтная ситуация.
— Фильм доснимал кто-то другой?
— Нет, но приходилось непрерывно сидеть на площадке и руководить процессом. К слову, режиссер не сразу угадал в Ване и Ярославе своих героев. Он отсмотрел тысячи мальчишек. «Саша, покажи мне всех детей, кого ты снимал», — попросил я спустя два месяца. И оказалось, что Ярослав и Ванька были в самых первых пробах. Но они были кудрявые, и Галибину показалось, что это дети, которым впору «рекламировать шоколадные батончики». Мы вызвали ребят на повторные пробы, спрятали их кудри под шапки, и сразу стало видно, что Ярослав — такой маленький хитрованец, а Ваня — обстоятельный мужичок…
Фильм снимали в Киргизии, в 300 км от Бишкека. Я отдал Галибину всех людей, с которыми сам работал много лет, чтобы они помогли начинающему режиссеру. Тем более что условия экстремальные: надо было уложиться в 35 съемочных дней, при том что по Трудовому кодексу дети должны работать не больше четырех часов в день.
Спич против Спока
— Во время показа фильма в Сыктывкаре многие взрослые плакали, а вот школьникам, как мне показалось, эта тема уже не близка.
— Конечно. Во-первых, это далеко, это история. Но я считаю, что воспитание и вообще все идеи, которые вы хотите привить детям, — вещь насильственная. Вспомните Царскосельский лицей: барчуки вставали в пять утра и – хотели они того или нет — шли на занятия. «Я это буду, а это не буду» — не надо этого! Воспитание по доктору Споку — неправильное воспитание.
— Здесь бы я поспорила с вами. Доктор Спок писал в основном про малышей, которым нужно давать больше свободы…
— И по отношению к малышам тоже ненормально, нельзя этого делать. Дети должны точно понимать, что родители для них — это родители, а не друзья и приятели.
— У вас есть дети?
— У меня сын, он уже взрослый человек, закончил МГИМО, юрист, у него своя жизнь.
— И вы также жестко воспитывали его?
— Нет, как раз результат, о котором я говорю, это и был «доктор Спок». И это было неправильно!
Крестный отец
— Вернемся к кино. Недавно появилась информация, что вы вошли в жюри нового кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова.
— Для меня это не просто еще один фестиваль. С Вячеславом Васильевичем Тихоновым мы были знакомы очень давно. Более того, дружили семьями. Я хорошо знаю его дочь Анну, которая стала инициатором фестиваля, и я — крестный отец его внуков Гоши и Славика. Фестиваль называется «17 мгновений», это Анина идея. Она поддержана губернатором Московской области, потому что фестиваль будет проходить в Павловском Посаде, на родине Тихонова.
— Уже само это имя задает «планку».
— Да, потому что все, что связано с именем Тихонова, имеет большое нравственное значение. Возглавляет жюри Сергей Урсуляк, очень уважаемый кинематографист и талантливый человек. Фестиваль пройдет с 19 по 23 апреля. То есть из Сыктывкара я сразу лечу туда.
Омара любите?
— Как давно вы работаете с фестивалем «Сталкер»?
— Я знал о нем давно. Глубоко уважаю этот фестиваль, считаю, что он занимает свою нишу. Картина «Золотая рыбка» получила на нем приз зрительских симпатий. Это был наш первый опыт общения.
— 40 лет назад вышел фильм «Два капитана». Насколько он актуален сегодня?
— Хорошее кино всегда актуально, оно не имеет лимита времени.
— А что лично вам дала роль Сани Григорьева?
— Первое — общение с Кавериным. Второе — общение с потрясающими актерами, моими партнерами Николаем Гриценко, Юрой Богатыревым, Леной Прудниковой. И третье — это то, что по своей природе я — путешественник, очень люблю открывать новые места и страны. В этом плане мы с моим героем абсолютно совпадаем.
— Чем вы заняты сегодня?
— Мне было всегда крайне интересно снимать исторические фильмы. Последний, который мы сняли на нашей киностудии, — «Прорицатель Омар Хайям, хроника легенды». Посол Ирана в Москве, когда я обратился к нему с просьбой о содействии, был, мягко говоря, удивлен: «Почему вы хотите снимать фильм про нашего поэта?». Я сказал, что это не только ваш поэт, он принадлежит всему миру. Его знаменитые рубаи интересны всем. Я поехал в абсолютно закрытую в то время мусульманскую страну, в которой существуют жесткие законы шариата, но был в полном восторге от совместной работы с иранскими кинематографистами, они очень нам помогли. А сейчас мы хотим сделать цикл из 12 документальных фильмов «Славные имена России» об известных предпринимателях, купцах, которые много сделали для нашего Отечества. Я считаю, что документальное кино сегодня более востребовано.
Беседовала Лиля ВОВК.