Для потребителей коммунальных услуг нынешний год начался с шокирующего известия о введении повышающего полуторного коэффициента к нормативу на отопление, горячую воду, электроэнергию. Сегодня мы остановимся только на строке по отоплению — самой весомой в счетах на коммунальные услуги.
Повышающий коэффициент был определен постановлением Правительства РФ № 603 еще летом прошлого года. Но тогда, в разгар летних отпусков, лишь немногие россияне задумались о последствиях. А вот когда народ получил январские, а затем и февральские счета, страну тряхануло. Не стала исключением и Ухта.
Возмущение жителей можно понять. На каком основании ресурсоснабжающие организации, которые не провели предписанную им законодательством работу по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, в итоге получили 50% навара к нормативу?
Особенно чувствительно ударила «полторашка» по самым неимущим: пенсионерам, чей бюджет в ряде случаев похудел более чем на тысячу рублей, и по многодетным семьям, где считают каждый рубль.
Пока одни ухтинцы с валидолом под языком послушно пошли оплачивать очередной фортель рулевых от ЖКХ, другие, по рекомендации Координационного совета управдомов, решили воздержаться от оплаты. И поступили правильно. 27 февраля 2017 года вышло постановление Правительства РФ № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», в котором исключено применение повышающего коэффициента при отсутствии ОДПУ теплоэнергии в многоквартирном доме.
А получилось как всегда
Сейчас разгорелась новая дискуссия. Она касается применения норм еще одного столь же скоропалительно принятого постановления Правительства РФ № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Вступивший в силу с 1 января 2017 года документ определяет новый порядок оплаты коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества. Собственно, речь идет об уже хорошо знакомых ненавистных общедомовых нуждах (ОДН), которые отличались своей полной непредсказуемостью. Чтобы «сделать лучше», с нового года оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании дома (например, электричества, необходимого для работы лифта и освещения подъезда, воды для мытья общего имущества), была перенесена из категории коммунальных услуг в жилищные. А вместо понятия ОДН пришел термин «коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общедомового имущества» (ОДИ). В постановлении прописано, что объемы ресурсов на содержание общего имущества будут рассчитываться «исходя из нормативов» потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии. Но всегда ли норматив соответствует фактически потребленным ресурсам? Нередко, как мы хорошо знаем, он гораздо выше реального потребления. Для чего же тогда нужны общедомовые приборы учета, об установке которых вроде так пекутся ресурсоснабжающие организации?
Как раз по поводу нормативов и накалился градус общественного возмущения. В том числе в Ухте, потому что с начала года оплата за коммунальные ресурсы для содержания общего имущества в ряде случаев выросла в разы. «В чем дело? — не могут понять граждане. — Никаких дополнительных лампочек мы в подъезде не вкручивали, прожекторов не устанавливали, а оплата за электроэнергию выросла просто необъяснимо!» Почему? А потому что — норматив!
Даже губернаторы против
Не можем отказать себе в удовольствии процитировать по этому поводу оценку очередного казуса в сфере ЖКХ губернаторов ряда российских регионов. (Увы, руководителя Коми среди них нет).
Омск. Губернатор Виктор Назаров: «Обалдел, когда получил квитанцию с расчетом платы за содержание ОДИ».
Псков. Губернатор Андрей Турчак: «Введение нормативов на содержание ОДИ — банальная чиновничья глупость».
Орел. Губернатор Вадим Потомский: «Необходимо разрешить собственникам оплачивать эти услуги по приборам учета, если это потребление оказывается ниже, чем по нормативам».
Но дальше всех пошел губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: он распорядился приостановить реализацию спорного постановления Правительства РФ. И оказался прав.
Приоритет — за приборами
Итак, по мнению многих руководителей регионов, из-за некомпетентности чиновников, из-за пренебрежения мнением профессионального сообщества Правительство РФ приняло очередное непроработанное постановление. И вот уже Минстрой России в своем письме от 14.02.2017 г. № 4275-АЧ/04 уточняет: главное — не норматив, а показания прибора учета. При наличии в доме ОДПУ, если фактическое потребление ниже норматива, расчет объема коммунального ресурса на содержание ОДИ следует вести не по нормативам, а по показаниям прибора. Такая мера позволит защитить собственников от риска завышенных нормативов. Выставление платы за коммунальные ресурсы на содержание ОДИ выше норматива возможно только при принятии соответствующего решения собственниками на общем собрании. Например, это возможно при дополнительных услугах, таких как содержание фонтанов, при дополнительном освещении детских и спортивных площадок и т. п.
Ну, и покатилось: вслед за Минстроем неожиданно «прозрели» многие. Первый зампредседателя думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ А. Сидякин заявил: «Если в доме установлен ОДПУ, то оплата коммунального ресурса на содержание ОДИ должна производиться только в соответствии с его показаниями. Если же прибора учета нет, то оплата не должна превышать норматив, утвержденный в регионе». Координатор проекта «Народный контроль» (партия «Единая Россия») в Челябинске Вадим Воробей потребовал от управляющих организаций пересмотреть неправомерные с точки зрения здравого смысла нововведенные расчеты за ресурсы на содержание ОДИ. Законопроект, закрепляющий приоритет показателей общедомовых приборов учета при выставлении платежей за общедомовые расходы коммунальных услуг, большой группой депутатов внесен в Госдуму.
Государственные жилищные инспекции ряда регионов активно включились в разъяснение названных в этой публикации постановлений Правительства РФ и причинах их вынужденной корректировки. В Республике Коми свою позицию на селекторном совещании, организованном местным Минстроем, в этом же духе открыто высказали чиновники и депутаты Печоры и Усинска.
А вот ухтинская муниципальная власть почему-то молчит. Молчит и депутатский корпус, и ГЖИ. То ли им нечего заявить, то ли просто не хотят высказываться по этому поводу.
Тамара ПРОСУЖИХ,
Людмила СТАЦЕНКО,
члены Координационного совета управдомов Ухты.