У жителей Усть-Цилемского и Ижемского районов была давняя мечта — выйти из вековой изоляции: построить стальную магистраль из глубинки к станции Ираель. Ведь в течение многих веков сообщение с «большой землей» шло по реке, замирая на долгие зимние месяцы.
Первый шаг был сделан в конце 1940 года. Тогда руководство Ухта-Ижма-Печорлага прибыло в Ижму и провело собрание партхозактива двух районов, на котором обсуждался проект прокладки узкоколейки от станции Ираель до села Ижма.
Согласно договору, ижмо-цилемцы через тайгу и болота должны были вырубить профиль дороги шириной 100 метров. Вырубленную древесину предполагалось использовать при производстве шпал. Руководство колонии в свою очередь обязалось укомплектовать трассу рельсами, а заключенные и местные рабочие должны были уложить узкоколейку, по которой будет курсировать паровоз «Малютка» с двумя вагончиками.
К 1 мая 1941 года 103-километровая просека была закончена, обе стороны готовились к началу укладки железной дороги, но… 22 июня грянула Великая Отечественная война. Об этом проекте пришлось забыть на долгие годы.
Спустя 30 лет
Утром 26 декабря 1970 года «десант» из семи человек, в составе которого были первый секретарь Ижемского райкома партии Иван Федорович, председатель райисполкома Николай Артеев, начальник ДРСУ Николай Строев и другие руководители, на легком артиллерийском тягаче (АТЛ) выехали по вырубленному профилю в Ираель.
Двигались медленно — приходилось делать остановки для устройства гатей и вырубки кустарника. К тому же стоял 35-градусный мороз. Трассу удалось преодолеть только к вечеру следующего дня.
На следующий день «десант» оказался во владениях Ираельского леспромхоза. С директором этого предприятия Владимиром Барковым был заключен договор на оказание помощи по складированию на его территории технических грузов и базированию автотракторной техники. И этот договор действовал до конца 1990 годов…
Была также достигнута договоренность с руководством обоих леспромхозов о поддержании будущей дороги от Ираеля до границ Ижемского района с постепенным возведением деревянных мостов через ручьи. Кроме того, стороны договорились, что ижемцы будут использовать железнодорожные тупики для переработки и складирования комбикормов, продуктов питания, ширпотреба.
Первые машины двинулись в путь
Зимних «каникул для взрослых» тогда не существовало, и уже 5 января из Мохчи вышел первый санный караван из пяти гусеничных ДТ-75, во главе которого шел трактор опытного тракториста Александра Рочева (Емсань). Рейс длился пять суток. Так было положено начало регулярному движению по зимнику, этой своеобразной «дороге жизни».
А 20 января 1971 года на трассу вышли и грузовые автомобили. Открытие зимника не заставило долго ждать выхода на эту дорогу соседей-ижемцев: уже 1 февраля первый автомобиль из Усть-Цильмы отправился в Ираель…
Геннадий САВИЧЕВ,
Ижемский район.