Из-за обильных снегопадов улицы едва успевают расчищать, а с крыш уже свисают снежные глыбы и сосульки…
Именно такая глыба три года назад, 25 февраля 2014 г., упала с крыши дома по ул. Оплеснина, 1 в Сыктывкаре.
«Что вспоминать? — спросит читатель. — Прошлогодний снег, что ли?» В том-то и дело! Историю с рухнувшей глыбой до сих пор с содроганием вспоминают жильцы дома, ибо упал снег на капот автомобиля, припаркованного рядом.
Дом этот находится в центре города, на бойком месте. На первом этаже — аптека и магазин, рядом — драмтеатр имени Виктора Савина и один из институтов Коми научного Центра. Парковаться здесь фактически негде, зато машин приезжает много, вот и ставят люди своих железных коней где придется. Владелец автомобиля «Форд Фокус» оставил свое авто возле дома, а вернувшись, нашел его поврежденным. Неприятность свалилась на него буквально как снег на голову. Повреждения были нешуточными.
Пришлось вызывать полицию. Кстати, в подобных ситуациях в дело вступают не сотрудники ГИБДД, а участковые. По закону, ГИБДД «разруливает» происшествия на улицах, на проезжей части, а все, что во дворах (даже если не поделили территорию две машины) — оформляет участковый.
Что делать и кто виноват?
Чтобы взыскать понесенный ущерб, автовладелец обратился в суд. Стоимость восстановления машины, а также судебные расходы «вылились» в сумму 95 тысяч рублей. Ответчиками по иску выступали ООО «Тодез» («Техническое обслуживание домов и эксплуатация зданий») и ТСЖ «Оплеснина, 1».
При этом у многоквартирных домов есть договоры с управляющими компаниями по техническому содержанию и обслуживанию. Такой договор был и у этого ТСЖ с небезызвестным ООО «ЖУК».
По Гражданскому кодексу именно собственник, то есть жильцы дома, несут бремя содержания принадлежащего им имущества. И, как подчеркнул суд, несмотря на договор с «ЖУКом», ответственность за произошедшее «лежит на ответчике – ТСЖ «Оплеснина, 1», который не смог организовать и проконтролировать должным образом уборку снега и льда с крыши дома, исключить их неконтролируемое падение и причинение вреда имуществу».
Грубой неосторожности со стороны истца, то есть владельца машины, который оставил ее у дома, суд не установил. Ведь возле дома не было никаких предупреждающих знаков о сходе снега — ни таблички, на надписи на стене. Не было и ограждения опасного участка.
«Прилетело»
Председатель ТСЖ Николай Поляница пытался оспорить решение в вышестоящих судах, подавал апелляционную жалобу. Спор длился больше двух лет. Председатель хотел доказать, что виновен «ЖУК», поскольку ненадлежаще исполнял договорные обязательства по очистке кровли от снега, фановых труб от наледи. Но выиграть ему так и не удалось.
Конечно, в договорах с «управляшками», как правило, есть пункт об очистке крыши от снега. Как и многие другие — например, о том, что территорию двора надо очищать от снега. Но год на год не приходится. Если снега мало, возможно, достаточно будет почистить двор 2-3 раза, а если выпадает двойная норма осадков, без конца метет и метет, то чисти хоть каждый день — много не будет. Так и с крышей.
«По мере необходимости», — говорится об этом в Правилах и нормах технической эксплуатации жилфонда. Именно ТСЖ и определяет, когда наступает такая необходимость.
Вот так виновным стало ТСЖ. «Ответчиком не проявлена достаточная степень заботливости и осмотрительности для недопущения причинения вреда», — сказано в материалах суда.
Словом — прилетело. Прилетело всем — и председателю, и остальным жильцам, собственникам квартир.
Понятно, что ТСЖ — не предприятие, своих денег не имеет. Все те суммы, которыми товарищество располагает, — это взносы собственников, то есть жильцов дома. Дом небольшой, 40 квартир. Построен 50 лет назад. Жильцы — в основном пенсионеры. И платить за прошлогодний снег они, естественно, не хотят…
Подобные случаи происходят в Сыктывкаре каждую зиму, и нынешняя — не исключение. Но если чужую машину в вашем дворе расплющит глыбой снега, не исключено, что расплачиваться за это придется собственникам – жильцам.
Людмила КУДРЯШОВА.