На прошлой неделе в Усть-Куломской средней школе по инициативе исполкома МОД «Коми войтыр» состоялся «круглый стол», где обсуждался вопрос изучения коми языка.
Поводом для встречи послужил факт, что в Усть-Куломской школе уже несколько лет подряд коми язык изучается как государственный, а до этого времени он изучался как родной (то есть более глубоко и основательно).
Ду ю спик коми?
Как сообщил собравшимся заместитель начальника районного управления образования Дмитрий Кирушев (на встрече присутствовали руководство школы, сотрудники районного управления образования, родители, представители МОД «Коми войтыр», Усть-Куломского землячества г. Сыктывкара и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми), в районе сегодня работают 27 образовательных организаций, в 13-ти из них коми язык изучается как родной. По его словам, в Усть-Куломской школе нет каких-либо препятствий для изучения коми языка как родного. Таких классов нет по причине отсутствия заявлений от родителей.
Одна из родительниц высказалась за категорический отказ от изучения коми языка, ссылаясь на то, что этот язык их детям не понадобится, а уроки коми увеличат нагрузку на детей.
— Я сперва даже оторопел, — говорит председатель движения «Коми войтыр» Алексей Габов. — Женщина во весь голос кричала, что от коми языка нет никакой пользы. При поступлении в вуз баллы не добавляются, никаких послаблений и льгот за него не дают, прибавку к стипендии не платят. Говорит, что детям нужен английский…
Знание языка — не инвалидность
— О какой пользе и дополнительной помощи она говорит? Знание родного языка – это не инвалидность, чтобы за это давали льготы. Знание языка — это прежде всего уважение к своим родителям, к своей малой родине, в конце концов, к самому себе, — считает Алексей Габов.
— Наша республика многонациональная, — продолжает он. — Здесь живут азербайджанцы, армяне, и они не стыдятся своего родного языка — изучают, разговаривают. А почему мы не должны учить свой родной коми язык? Отказ от родного языка приведет к тому, что у нас не будет письменности, литературы, драматургии, поэзии, песен… Нас самих не будет!
Такого же мнения придерживается и другой активист движения «Коми войтыр», сотрудник министерства образования, науки и молодежной политики Сергей Габов. По его словам, он не верит, что в Усть-Куломе не осталось коми детей и обучать их надо языку как государственному.
— Учить коми детей выговаривать «видза оланныд» и «аддзысьлыт\дз» — абсурд, — считает Сергей Габов. — По сути, в школе дети учат язык, на котором они говорят с раннего возраста. Нужно дальше развивать их знания.
Конечно, в Усть-Куломе есть немало русских семей. С учетом этого классы можно разделять на группы. Одни бы изучали язык как родной, другая группа — как государственный. Но, по словам Сергея Габова, видимо, школа решила облегчить себе труд и учить детей коми языку по одной «упрощенной» методике.
У детей отбирают знания
Секретарь движения «Коми войтыр» Алексей Рассыхаев когда-то сам заканчивал Усть-Куломскую школу. Как он рассказал «Трибуне», в 80-90-е годы учеников разделяли на коми и русские классы. И другие предметы из-за коми языка не страдали. Все, кто заканчивали Усть-Куломскую школу, легко поступали в различные вузы. А теперь, по его словам, коми язык называют неким «тормозом», который якобы забирает много сил и времени, чем препятствует изучению других предметов.
— Я не верю, что все родители вдруг написали заявление против изучения коми языка как родного, — говорит Алексей Рассыхаев. — Беседовал с некоторыми родителями, которые рассказали, что хотели бы отдать детей в коми классы, но руководство школы им отказало.
В райцентре работает несколько детских садов. Из них детсад «Голубок» является пилотным, в котором воспитанники обучаются по методике «языкового погружения», и его выпускники вполне могли бы продолжить изучение коми языка как родного. Кстати, в прошлом году из садика в школу пошли двадцать детей.
— Получается, что в школе у детей отнимают знания, которые уже у них есть. Конечно, потом дети перестают разговаривать по-коми, — переживает Алексей Рассыхаев.
Школьные услуги
Почему одно из самых комиговорящих сел республики не желает больше изучать родной язык? И правда ли, что категорический запрет идет от руководства школы?
— Я никогда сама не закрывала коми классы, — комментирует ситуацию директор Усть-Куломской школы Ольга Пунегова. — Если родители хотят, чтобы дети изучали коми язык как родной, пожалуйста. В нашей школе есть учителя, учебники, методические пособия.
Но родители, по ее словам, сами отказались от изучения коми языка как родного. В этом учебном году пять параллелей первых классов, и ни один родитель не написал заявления «за». Они считают достаточным, что их ребенок умеет разговаривать по-коми, а большего и не надо. Больше всего родителей пугает, что в коми языке 16 падежей, а в последнее время еще восемь падежей добавили. Затрудняет обучение, по мнению родителей, и то, что много новых коми слов появляется. К примеру, термины. Поэтому родители решили оградить своих чад от дополнительной, бесполезной, как они считают, нагрузки. Просят уделять больше внимания тем предметам, по которым будут сдавать экзамены.
— Школа сейчас оказывает образовательные услуги, — продолжает директор школы. — Все — по желанию родителей. Нынешние четвероклассники начинали
изучать коми язык как родной. Но после первого класса на родительском собрании все единогласно решили отказаться от такой формы
обучения и стали изучать коми как государственный.
— Ольга Владимировна, вы сказали, что родителей волнует «лишняя» нагрузка. А замечали ли вы, когда у вас были и коми, и русские классы, что в национальных классах знания ребят по другим предметам были хуже?
— Нет, конечно, — отвечает директор школы. — На уровень знаний коми язык никак не влияет. Повторюсь, если будут желающие в новом учебном году, мы откроем коми класс или группу.
Екатерина МАКАРОВА.
Фото Алексея РАССЫХАЕВА.