Городская оранжерея Воркуты доживает последние дни — растения завяли без тепла. Администрация города приняла решение с 1 января 2015 года исключить тепличное хозяйство из штатного расписания. Чиновники посчитали, что предприятие убыточно и тратить на него деньги смысла нет. Хотя сами работники теплицы уверены: оранжерея могла бы приносить прибыль.
Как рассказывают сотрудники тепличного хозяйства, еще в сентябре ничего не предвещало беды. Первым звоночком стало то, что с начала отопительного сезона тепло в здание так и не дали. Пришлось ставить в коридоре «пушку», которая практически не обогревала теплицу. Сами сотрудники до недавнего времени оставались в неведении. Только недавно их пригласили на собрание, где объявили о сокращении штата с 1 января и предложили вакансии сторожей и уборщиц.
Штат теплицы насчитывает четыре человека. Небольшой коллектив умудрялся снабжать город рассадой и комнатными цветами. Популярностью пользовались и тюльпаны, которые выращивали специально к 8 Марта. Только в киосках оранжереи можно было купить свежую мяту.
— Выращивали огурцы, помидоры, комнатные цветы, зелень. Зимой выращивали зеленый лук. Все, что мы с таким трудом собирали, везли со всех уголков страны, растили, — замерзло, — рассказывает «Трибуне» Инга Демидова. — У нас росла мексиканская агава, которая цветет раз в год. Горожане приходили к нам на экскурсии и любовались. Мы отдавали цветы просто так, но спасли не все – ударили морозы. Просто сердце разрывалось. Если бы у нас хоть немного времени было в запасе…
По словам работников теплицы, в советское время именно они занимались озеленением города, кусты сажали. Все, что посажено в Воркуте, — дело их рук. Но в прошлом году закрыли две теплицы, где выращивали зелень, огурцы, помидоры. Теперь закрылась и последняя.
— Город без цветов — катастрофа, – считает Инга Михайловна. — И так в Воркуте все серо. Можно было хотя бы одну теплицу оставить. К примеру, на Ямале еще три года назад организовали уникальное тепличное хозяйство – самое северное в мире. Там с апреля по ноябрь собирают свежие помидоры, огурцы, болгарский перец. Ежемесячно с девяти тысяч кустов снимают по 20-22 тонны томатов. Урожайность составляет 32-33 килограмма с квадратного метра. А у нас деньги на ремонт теплицы не выделяли уже три года. Конечно, все пришло в негодность. Говорят, вместо теплицы будут поднимать частные гаражи. Видимо, они нужнее…
Работники теплицы и просто неравнодушные воркутинцы попытались привлечь внимание к этой проблеме. По их словам, писали даже главе республики Вячеславу Гайзеру. Ответа не получили. Ходили на прием к руководителю администрации города Евгению Шумейко, который пообещал им сохранить цветник, но никаких изменений не последовало.
— Игорь Шпектор очень любил оранжерею, а нынешнему мэру она, видимо, не нужна, — вздыхают работники теплицы.
Ранее оранжерея принадлежала муниципальному Департаменту социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений (ДСК), сейчас ее передали в казну администрации, в муниципальное бюджетное управление «Производственно-технический комплекс» (МБУ «ПТК»).
— Оранжерея убыточна, — подтвердила «Трибуне» заместитель начальника ДСК Ольга Егорова. — Реализация цветов не покрывала расходы на заработную плату и коммунальные услуги. Выгоднее привезти оптом тюльпаны из Кирова. Лук в тот же детский сад или в магазин реализовывать не могли, потому что нет соответствующего сертификата. Чтобы отремонтировать теплицу, необходимо 5 миллионов 236 тысяч рублей. И окупилась бы она (при условии, если бы сертифицировали продукцию) лишь через четыре с половиной года.
Екатерина МАКАРОВА.