29 октября в Доме культуры нашего села состоялся сельский сход. В повестке дня были актуальные вопросы, самый острый из них — о сельской больнице.
Это страшное слово «оптимизация»
Медпункт в Мутном Материке открылся еще в 1933 г., больница — в 1941 г. Больница располагалась в доме, где имелись две палаты, мужская и женская, на втором этаже было родильное отделение, в других комнатах — процедурная и кухня. В лучшие времена в селе работали врач, фельдшер и пять медсестер.
За последние годы количество койко-мест в больнице сократилось с 25 (1990 г.) до 8 (2013 г.), а в настоящее время их только пять. Да еще три социальных места для стариков.
Много лет нет лаборанта, сокращена ставка санитарного фельдшера и акушера. В свое время у нас в отдельных зданиях работали амбулатория и участковая больница. В бывшем здании амбулатории сейчас располагается «правительство» села.
Уже более тридцати лет больница располагается в хорошем двухэтажном здании, при строительстве которого предусмотрено все: операционная, физиотерапевтический и зубоврачебный кабинеты и т.д. Однако «оптимизация» здравоохранения больно ударила по жителям Мутного Материка.
Плохо с географией
После очередного сокращения койко-мест в 2013 году жители села обратились к главе Коми Вячеславу Гайзеру с коллективным письмом. Просили не разрушать то, что было создано за многие годы. Ответ получили за подписью заместителя министра здравоохранения Котовой на пяти печатных листах. Суть такова: для нашего населения пять койко-мест — «оптимальный вариант».
Наши чиновники, видимо, плохо знают географию. Во-первых, у нас нет дорог постоянного действия: летом — по реке, зимой — по зимнику. Весной и осенью — вертолет два раза в неделю. До города Усинска по зимнику — свыше 200 километров, это 5-6 часов пути.
Доходы селян невысоки, а проезд обходится в 1500 рублей по воде и 1700 рублей по воздуху. И это только в одну сторону. Плюс около 300 рублей, чтобы добраться от аэропорта или пристани. Прибавьте еще стоимость ночевки в Усинске. Во сколько все это обойдется старику — чиновников не интересует.
Население нашего села с деревнями Васькино и Денисовка составляет около двух тысяч человек. Кстати, в Васькино еще в прошлом году закрыли ФАП и школу-сад.
Под роспись
В конце октября этого года в Мутный Материк приехал специалист по кадрам из Усинской ЦРБ с миссией — ознакомить под роспись средний и младший персонал больницы с новостями: с начала 2015 года будут сокращения, и, видимо, нашу больницу переведут в дневной стационар. А все подсобные службы, в том числе и пищеблок, будут закрывать.
Жители, обсудив все это, решили провести сельский сход. И вот за два часа до схода, в темноте и в тумане, вдруг прилетает вертолет и, не найдя вертолетную площадку, садится на опушке леса…
Семь бед — один ответ
Оказалось, прилетели главный врач Усинской ЦРБ и депутат от нашего округа. Всем было понятно, с какой миссией прилетели гости. В течение часа руководитель ЦРБ говорила о том, как важна модернизация здравоохранения в Мутном Материке. Мол, больных будут доставлять на вертолете в ЦРБ к «узким» специалистам. (Кстати, я на себе испытал «узость» одного из таких специалистов, не сумевшего отличить глаукому от катаракты, в результате я потерял полностью зрение на один глаз.)
Главврач привела «неотразимый» аргумент: когда она приезжает, больница всегда пустая, без больных. Но ведь нас же сократили до пяти коек! Представьте себе в пяти палатах пять больных. Конечно, пусто!
Кроме того, нас заверили, что пожилых больных будут направлять в Усть-Усинскую участковую больницу «долечиваться».
Почему такая честь Усть-Усе? Она же рядом с городом, дорога круглогодичная. Думаю, чтобы вышестоящее начальство, которое приезжает в Усинск, могло видеть, как уважительно относятся к сельчанам. В Усть-Усе и дома строят для сельчан с удобствами, а в Мутном — мы строим сами.
Нам объяснили, что будут ходатайствовать перед республикой о строительстве в Мутном модуль-поликлиники со всеми удобствами. Но зачем это нам нужно? Ведь зданию участковой больницы с автономной котельной достаточно хорошего косметического ремонта.
Вот детский сад нам действительно крайне необходим — сегодняшнему требуется ремонт.
Много вопросов задавали жители села главврачу, но все ответы сводились к «оптимизации».
Где бы урезать?
21 сентября в Усинске состоялась очередная конференция коми народа. По итогам конференции муниципальная власть наметила ряд мероприятий. В частности, в постановлении администрации МОГО «Усинск» от 24 октября читаем: «Направить обращение в Министерство здравоохранения Республики Коми по строительству врачебных амбулаторий в комплексе с жилыми помещениями для врачей общей практики в селе Мутный Материк…»
Во-первых, по словам самих делегатов, присутствовавших на конференции, вопроса о строительстве такого медицинского объекта вообще никто не поднимал.
Во-вторых, в Мутном Материке уже построили двухквартирный дом для специалистов. Как мне сообщила заместитель руководителя администрации села Мутный Материк, одна квартира предусматривается для милиционера, а вторая для участкового врача.
В-третьих, из всего этого можно понять, что данная инициатива исходит не от Минздрава, а от муниципальных чиновников. Дали им задание где-то сократить, учитывая бюджетные прорехи, вот и нашли — где урезать.
Мало знают чиновники республики условия жизни в глубинке. Если бы их послать поработать годик в такие населенные пункты, как Мутный, тогда, испытав на себе все наши проблемы, по-другому бы решали вопросы!
Туман сгущается
А вот по второму — экологическому — вопросу на сельском сходе приняли резолюцию единогласно, под аплодисменты. Резолюция направлена в Комитет спасения Печоры.
Осенью этого года, когда уже лед шел по реке, около села на пастбище выгрузили оборудование для буровых. Сначала никто ничего не знал: что это, откуда и зачем? Администрацию села в известность не поставили. Позже узнали, что зимой собираются недалеко от села строить буровые вышки. Опять началось возмущение людей…
Иногда я задумываюсь: а может, это кем-то сверху спланировано? Были деревни — их перевели в статус неперспективных и уничтожают. Теперь вот и села, в которых закрыли школы и больницы, стали неперспективными. Потом наступит очередь малых городов. А территории освобождаются — там можно легко и без проблем строить буровые…
Пусть меня Бог простит, если я ошибаюсь. Из молодежи мало кто возвращается в село, зная условия жизни. Да и семьи с детьми уезжают — начинается отток населения. Будущее Мутного Материка в тумане, а нам хотелось бы ясного неба, чистого воздуха и воды, веры в лучшую перспективу.
Анатолий КАНЕВ, Усинский район.