На этой неделе, 28 ноября, Следственный комитет России по Коми объявил о возбуждении уголовного дела о взятках против руководителя Печорского управления Гостехнадзора Александра Гончаренко, начальника Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Коми Петра Гильца и командира филиала «Военизированного горноспасательного отряда Печорского бассейна» Леонида Лобкова.
Эти руководители, считают следователи, в 2014-2016 годах получали от «лиц, действующих в интересах АО «Воркутауголь», взятки за попустительство при проведении проверок.
Возможно, взрыв на «Северной» был спровоцирован не только природными факторами.
С широко закрытыми глазами
Даже из короткого пресс-релиза СКР по РК становится очевидно, что руководителей контролирующих органов подозревают в том, что за деньги от компании «Воркутауголь» они фактически закрывали глаза на состояние техники безопасности при проведении горных работ. Между тем именно в тот период, когда давали взятки, случился взрыв на шахте «Северная».
25 февраля этого года несколько подземных взрывов метана унесли жизни 36 шахтеров и 5 горноспасателей. По версии, объявленной начальником Печорского управления Ростехнадзора А. Гончаренко, причина — природный катаклизм: «…Авария носит природный характер и является горногеологическим событием».
Однако некоторые выжившие горняки «Северной», а также их родные высказывались в СМИ о том, что причина трагедии в том, что администрация шахты манипулировала показаниями датчиков автоматической газовой защиты, фиксировавших повышение концентрации метана за три-четыре недели до аварии. Если версия следствия о том, что государственные контролирующие органы работали с «Воркутауглем» в тесной спайке и попустительствовали при проверках безопасности труда на шахтах, найдет свое подтверждение в дальнейшем, это станет вторым мощнейшим ударом по металлургической империи старейшего российского олигарха, хозяина «Северстали» Алексея Мордашова.
Первый удар ему нанесла стихия — уничтоженная в результате аварии шахта «Северная» добывала почти треть всего угля компании «Воркутауголь».
Почва зашаталась
Именно Воркута этой осенью стала местом, где зашаталась почва под империями сразу двух крупнейших олигархов ельциновского разлива — Виктора Вексельберга и Алексея Мордашова. Не исключено, что за всем этим скрываются крупные тектонические сдвиги в недрах российской экономической системы. Олигархов либо «ставят в стойло» перед ключевым событием 2018 года — выборами Президента РФ. Либо новые олигархи, более близкие к Кремлю, подключаются к переделу еще советской собственности, свалившейся в свое время на головы ельциновских генералов бизнеса.
В начале сентября в Москве были задержаны по подозрению в даче взятки в особо крупном размере управляющий директор «Ренова» Евгений Ольховик и гендиректор компании «Т Плюс» (бывший «КЭС-Холдинг») Борис Вайнзихер. Их подозревают в том, что несколько лет подряд они перечисляли на счета чиновников Коми крупные суммы взяток за предоставление преимуществ их бизнесу. Толчком к развитию этого дела стало обращение главы Коми Сергея Гапликова к Владимиру Путину с жалобами на то, что компания «Т Плюс» запустила энергетическое хозяйство Воркуты, что грозит в наступающем отопительном периоде сбоями в работе.
Путин дал команду правоохранительным органам разобраться…
«Будет жить!»
Интересно, что недавно, как бы заочно отчитываясь перед руководством региона и лично Путиным, группа «Т Плюс», которой принадлежит ООО «Воркутинские ТЭЦ», анонсировала прессе «беспрецедентную по объему инвестиций ремонтную кампанию 2016 года». Речь идет о ремонте той самой ТЭЦ-2.
— Зиму мы переживем и будем жить, — заявил исполнительный директор ООО «Воркутинские ТЭЦ» Юрий Линчук.
А в перспективе у заполярной энергетики, по его словам, перевод на газ центральной водогрейной котельной Воркуты и ТЭЦ-2. Поручение об этом минувшей осенью также дал Владимир Путин.
Однако у перевода Воркутинской ТЭЦ-2 на газ, кроме массы положительных моментов, есть и оборотная сторона — отказ станции от потребления большого количества воркутинского топлива.
Это может привести к сокращению добычи энергетического угля в Воркуте, что в свою очередь будет означать сокращение производственных мощностей, шахтеров. Либо менеджерам Воркутаугля предстоит искать новые рынки сбыта. А с этими рынками в России и так небогато.
Можно ли и в самом деле считать начавшиеся следственные действия против руководителей контролирующих органов и «лиц, действующих в интересах «Воркутаугля», началом пока невидимого для широкой публики передела собственности в сталелитейной промышленности? Трудно сказать. Ясно лишь то, что из трех крупнейших олигархов России, имеющих экономические интересы в Коми, позиции Виктора Вексельберга и Алексея Мордашова серьезно ухудшились.
Владимир ОВЧИННИКОВ.