В ближайшие годы в школах появятся новые учительские должности, заявила недавно министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
«Разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех градациях: ведущий учитель, старший учитель и просто учитель», — сказала глава Минобрнауки РФ.
«Трибуна» спросила у председателя Коми республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Михаила ИВАНОВА: чего ждут педагоги от новой реформы и сколько денег им нужно для счастья?
«Майские» деньги «съела» инфляция
— Михаил Юрьевич, когда денег не хватает, всегда речь заходит о реформах…
— Пока еще неясно — будет ли система, о которой заговорили в Москве, очередной сменой декораций или она затронет ключевые моменты в жизни школы. Но я считаю — нашу школу не нужно реформировать, ее нужно финансировать.
— Но ведь за последние годы финансирование улучшилось…
— Конечно, реализация майских указов Президента улучшила материальное положение педагогов республики. Три года назад у учителей реально выросла зарплата. Одновременно власти Коми, реагируя на острый дефицит кадров в школах, стали решать жилищный вопрос, ввели для молодых специалистов так называемую «европейскую ипотеку». Тогда и результат был налицо — в школу стали приходить молодые люди, и кадровые бреши удалось закрыть.
Но сегодня импульс, полученный от реализации майских указов, угас. При этом многое из достигнутого уже «съела» инфляция. Мы же все на своем кошельке чувствуем — ежегодно жизнь дорожает процентов на тридцать, а вовсе не на 4-5, как уверяет статистика. И нашим школам вновь стало не хватать «свежей крови». Молодые работать не идут. Педагогический корпус стареет. А это объективный показатель того, что нынешний уровень оплаты труда педагогов перестал быть конкурентным.
— Сколько же нужно педагогам для счастья?
— Вопрос абстрактный. У нас педагоги получают достойную зарплату, если трудятся с двойной нагрузкой. В среднем в школах республики они работают на 1,5 ставки. Понятно, что самые опытные получают больше часов, молодые специалисты – меньше. Соответственно, отличается и зарплата. Но нет ничего хорошего в том, что люди себя профессионально «выжигают». Ведь, как ни крути, страдает при этом и качество преподавания. В то же время, если бы все педагоги работали на одну ставку, республика столкнулась бы с гигантским дефицитом педагогических кадров.
Зарплата молодого специалиста составляет у нас 18 тысяч рублей и чуть выше. Для большинства наших выпускников, особенно тех, кто заканчивают престижные вузы в Москве и Санкт-Петербурге, эта зарплата вовсе не выглядит желанной, они хотят получать больше. Тем более что это легко достижимо: ведь труд педагога в Москве, Питере, да и во многих других регионах оплачивается гораздо выше, чем на Севере.
Дорогая моя столица
— Почему за один и тот же труд платят по-разному?
— Мы спрашивали заместителя министра образования России: почему подготовка ученика по физике в Москве стоит в четыре раза дороже, чем в Сыктывкаре? Ответ всех умилил: «Так и жизнь в Москве стоит дороже». Вот, оказывается, как все просто.
— А на самом деле?
— И на самом деле все очень просто. Московским педагогам власти вынуждены платить больше. С одной стороны, конкуренция на рынке труда в столице очень высока. И если не платить учителю большую зарплату, он уйдет продавать газеты и этим легко заработает на хлеб с маслом. С другой стороны, бюджет Москвы пухнет от денег. Правительство легко может платить педагогам астрономические по нашим северным меркам деньги. Тот же учитель физики в Воркуте получает базовый оклад в 6860 рублей, а в Москве этот оклад 26 тысяч рублей. И это несмотря на то, что в Воркуте северный коэффициент равен 2,4. То есть учитель в Заполярье должен получать в 2,4 раза больше, чем педагог в средней полосе.
Думаю, в решении этой формулы и кроется ответ, сколько нужно северным педагогам денег для счастья.
У «донора» — малокровие
— А есть у такой формулы решение?
— Необходимо вернуть «северным» первоначальный смысл — тот, который был в них заложен в советское время. Если у нас в стране установлен минимальный размер оплаты труда для всех регионов, то в основе заработка северян должен быть этот МРОТ, помноженный на северные коэффициенты и надбавки.
Конечно, даже это не приблизит нас к Москве. Зато педагог в Коми будет получать больше, чем педагог в Сочи или Кирове. Это и будет стимулом для выпускников ехать на Север. Если бы эта система работала, мы могли бы привлекать специалистов из других регионов. А так к нам и сторож сегодня не поедет. В наших школах базовый оклад сторожа равен 3475 рублям, человек получает МРОТ лишь за счет того, что к этому базовому окладу добавляются северные. А в Кирове оклад у сторожа 7500 рублей, поскольку это минимальный размер оплаты труда и меньше ему платить нельзя по закону.
Все реформы оплаты труда бюджетников в Коми (вспомним единую тарифную сетку и так далее) крутятся вокруг того, чтобы базовый оклад бюджетников «плюс» северные равнялся бы МРОТу. Профсоюзы десятилетиями добиваются от региональной власти выведения северных из МРОТа. Безуспешно!
— Так ведь денег нет! Задолго до премьера Медведева эту фразу тысячу раз повторяли и в Коми в ответ на все требования профсоюзов очистить МРОТ от северных.
— Я убежден, все дело в нынешнем статусе республики, которым почему-то многие гордятся: Коми якобы донор российского бюджета. Но «донорство» республики происходит из-за того, что у нас идет открытое ограбление населения. В Коми людям не платят зарплату в полном объеме, не обеспечивают многие социальные стандарты, и только за счет этого мы питаем федеральный бюджет.
Вы только посмотрите — большинство южных регионов, получающих деньги из федерального бюджета, содержат футбольные команды за сотни миллионов долларов, поддерживают село. А у нас в республике глохнет все: спорт, медицина, школы. Был несчастный хоккей с мячом, да и тот весь вышел. Хиреет социальная сфера, уезжает население. Вот цена этого «донорства»! Москве давно надо признать: у Коми малокровие, ей самой нужны вливания.
Хоть горшком назови…
— Вы сказали, что раньше повышение зарплаты достигалось в основном за счет «выжимания пота», увеличения интенсивности труда бюджетников. А чего вы ждете от новой системы оплаты труда, о разработке которой упомянула Ольга Васильева?
— Профсоюзы ждут, что новая система должна четко установить — базовые оклады бюджетников не должны быть ниже МРОТа. Вот и все. А без этого ничего не изменится, даже если учителя будут называть «ведущим», «старшим» или «главным».
— Но что изменится, если в основу всего ляжет МРОТ? Ведь платить все равно должны республиканские власти. А у них нет средств…
— Тут важно, чтобы этот вопрос был решен на российском уровне. Как говорил генерал Иволгин в «Особенностях национальной рыбалки»: «Рыба есть. Искать надо!».
Для выполнения майских указов в республике денег тоже не было. Но Президент принял политическое решение и начал контролировать его исполнение. И деньги тут же нашлись. Повышение зарплат бюджетников в Коми было достигнуто при минимальном участии российского бюджета.
Беседовал
Владимир ОВЧИННИКОВ.