16 ноября на рабочем совещании Государственного Совета Коми министр труда, занятости и соцзащиты Илья Семяшкин сообщил, что за пять лет в республике стало меньше федеральных льготников. Зато больше — региональных: сейчас их 150 тысяч, за пять лет прирост составил 49 тысяч человек.
Всего за два года число малоимущих в регионе выросло на 7 тысяч человек. Сейчас в Коми к этой категории относится 51 тысяча человек (6 процентов от всего населения).
Сегодня каждый третий житель Коми получает помощь от органов соцзащиты. На социальные льготы и выплаты в этом году планируют потратить 7,5 миллиарда рублей. В следующем году эта цифра снизится до 7,2 млрд. То есть бюджетный пирог для бедных уменьшается. А значит, надо сокращать и число «едоков».
У кого — нужда?
Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Елена Филимонова предложила сделать подход к предоставлению льгот ветеранам труда еще более адресным, применив принцип нуждаемости.
В большинстве стран, где внедряется принцип адресности и нуждаемости, под ним подразумевается определенный уровень доходов. Если у человека доход ниже установленного размера, то он считается нуждающимся в государственной помощи и получает ее, а если выше — то нет. Основная причина — перераспределение бюджетных средств в пользу тех, кто действительно нуждается в помощи и поддержке. В первую очередь это семьи с детьми.
По мнению Е. Филимоновой, справедливее и экономнее будет, если ограничить число получателей ветеранских выплат теми, кто в ней реально нуждается. Так, она предложила предоставлять поддержку только тем, кто вышел на пенсию и не продолжает работать.
Чиновники часто приводят примеры, что некоторые категории граждан получают льготы как из федерального бюджета, так и регионального, при этом их доход настолько велик, что фактически они не являются нуждающимися в государственной поддержке. Принцип нуждаемости как раз и отсекает таких получателей.
Резать — всегда больно
Кого и как «отсекут от льгот» — пока не понятно, однако это наверняка вызовет недовольство многих льготников.
Напомним, что в конце 2015 года, накануне новогодних праздников, Госсовет республики быстро «подсуетился» и внес в региональный закон поправки, заменившие меру соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на ежемесячную денежную выплату в фиксированном размере, существенно «оптимизировав льготу».
Суммы были рассчитаны для каждой льготной категории граждан с учетом того, где они проживают — в северных или южных районах региона. Тогда это породило волну протестов. Поэтому, чтобы не наступать на старые грабли, власть должна действовать предельно аккуратно. И важно — заранее разъяснить свою позицию, а не ставить людей перед фактом.