14 октября «Трибуна профсоюзов» опубликовала отчет с расширенного заседания Республиканской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, на котором представители профсоюзов, правительства и работодателей анализировали выполнение пунктов Соглашения о социальном партнерстве.
Как показало это заседание, ключевые требования профсоюзов, зафиксированные в Соглашении и касающиеся индексации заработной платы, приближения минимального размера оплаты труда (МРОТ) к величине прожиточного минимума, создания системы государственного управления охраной труда, производственной безопасностью, вопросов занятости, не выполняются. Более того, многие пункты действующего Соглашения власть пытается упразднить.
Людмила Ляшенкова: «Важнейшие вопросы не решаются,
а находятся в стадии бесконечных согласований».
Всадник без головы
Нет, внешне все остается по-прежнему — в республике действует Соглашение на 2015-2017 гг., партнеры по РТК проводят свои заседания, рассматривают выполнение договоренностей, зафиксированных в Соглашении. Однако важнейшие принятые решения не исполняются, намеченные планы часто ложатся под сукно, а реальная деятельность РТК сводится к «бумаготворчеству». И этому есть практическое объяснение.
По мнению лидера ФПРК Людмилы Ляшенковой, нынешняя РТК представляет собой, по сути, «всадника без головы».
В прежнем правительстве РК координатором РТК была заместитель главы РК Тамара Николаева. В сегодняшнем правительстве реальным координатором РТК может быть лишь первый заместитель председателя правительства РК, не связанный с отраслевыми интересами в экономике.
Ничего нового придумывать не нужно, и пример тому подает структура руководства Российской трехсторонней комиссии, координатором которой выступает вице-премьер председателя правительства РФ Ольга Голодец. Сторону правительства РФ в нем представляет министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, от лица бизнес-сообщества выступает президент РСПП Александр Шохин, а профсоюзы представляет руководитель ФНПР Михаил Шмаков.
Другая проблема нынешнего «всадника без головы» в том, что РТК сегодня далеко не полноценна.
По большому счету, только профсоюзы РК сегодня имеют в РТК легитимное представительство. От их имени сторону профсоюзов представляет руководитель Федерации профсоюзов Людмила Ляшенкова.
В то же время Союз промышленников и предпринимателей пока не имеет легитимного представителя. Его президент Иван Медведев избран в Думу и постоянно находится в Москве, а потому на заседаниях РТК Союз представляет исполнительный директор Владислав Рудой.
Правительственную сторону в РТК представляет начальник Управления труда Минтруда РК, не являющийся членом Правительства Республики Коми, не имеющий необходимых полномочий принимать самостоятельные решения — статус у него не тот.
Им бы эти пункты взять и отменить!
Эта возникшая ситуация «всадника без головы» в РТК все сильнее начинает сказываться на выполнении принятых сторонами обязательств действующего Соглашения.
Профсоюзы отмечают — нежелание правительственной стороны договариваться со своими социальными партнерами становится все очевиднее.
Но даже в тех случаях, когда все три стороны взяли на себя обязательства выполнять то или иное решение РТК, происходит либо тихий саботаж, либо попытки исключить обязательства стороны из действующего Соглашения.
В качестве примера профсоюзы приводят недавнее распоряжение первого заместителя главы республики Ларисы Максимовой: «Заключить соглашение о расторжении регионального Соглашения о минимальной заработной плате в РК», «Заключить дополнительные Соглашения № 1, 2, 3 к региональному Соглашению по социально-экономическим вопросам». Но какое право имеет чиновник, пусть даже и высшего звена управления, на то, чтобы упразднять пункты Соглашения, принятые и подписанные всеми тремя сторонами РТК?
Согласно действующему законодательству РФ даже первый замглавы РК не является членом РТК. Так что было бы целесообразно принимать решения, касающиеся исключительно стороны правительства РК.
В феврале этого года в Сыктывкаре прошла 23-я отчетно-выборная конференция профсоюзов.
18 февраля делегаты отчетно-выборной конференции ФПРК направили руководителю республики Сергею Гапликову обращение по поводу ситуации в сфере охраны труда в республике.
В обращении было отмечено, что в республике наблюдается высокий уровень травматизма, растет количество профзаболеваний, в отраслях преобладает тяжелый физический труд. Конференция предложила для решения этих проблем реформировать систему государственного управления охраной труда, передав отдельные государственные полномочия в сфере управления охраны труда муниципальным властям, сформировать координационные советы по охране труда на республиканском и муниципальном уровнях и т.д.
Однако после обращения в сфере госуправления охраной труда с того момента стало еще хуже. Из состава Высшего экономического совета республики исключена Межведомственная комиссия по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения. Комиссия функционировала в республике с 2006 года и за десять лет смогла решить многие острейшие проблемы.
ФПРК предложила вместо этой комиссии создать координационные советы по охране труда на республиканском и муниципальном уровнях, подключить к работе комиссии Государственную инспекцию труда, МЧС (пожарный надзор, ГИБДД), Ростехнадзор, Роспотребнадзор, профсоюзы, работодателей и представителей других организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Кроме того, предложено создать в РК научно-методический центр охраны труда и социального партнерства. Такой центр нужен сегодня как воздух. В республике есть уникальный опыт и наработки в сфере охраны труда, требующие изучения и повсеместного распространения. Но за проходную предприятий этот опыт не выходит. Во многом это происходит потому, что изучением и распространением передовых методов охраны труда никто не занимается.
Когда условия возникнут?
24 апреля 2016 года в ответ на обращение конференции ФПРК получила ответ за подписью заместителя главы РК, на тот момент Тамары Николаевой. В ответе, если излагать его вкратце, говорится: «Инициативы поддержаны, Минтруд РК рассматривает вопросы передачи отдельных госполномочий в сфере охраны труда на муниципальный уровень, определяется перечень госполномочий, после чего будет определен объем субвенции, и ПРИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ситуации Минтруд РК приступит к разработке законопроекта о наделении муниципальных органов государственными полномочиями в сфере охраны труда».
Но когда возникнут эти БЛАГОПРИЯТНЫЕ условия, судя по всему, одному Богу известно!
Не менее красиво обставлен ответ и по поводу ускорения создания в республике Центра охраны труда и социального партнерства, предусмотренного Соглашением на 2015-2017 гг.
В письме Николаевой было заявлено о том, что Минтрудом РК прорабатывается вопрос о создании Центра на базе учебного центра в Ухте. Но практические меры правительства оказались абсолютно противоположными: действующий в Соглашении пункт о создании такого Центра по неоднократным предложениям стороны правительства РТК был аннулирован координаторами сторон социального партнерства.
27 апреля профсоюзы направили на имя Сергея Гапликова свой отзыв на письмо Тамары Николаевой. В нем говорится, что, по сути, ее письмо — форменная отписка, вызывающая сомнение в том, что Правительство РК готово выполнять взятые на себя обязательства: о заключении Соглашения о минимальной заработной плате в РК, о повышении базовых окладов работников бюджетной сферы, об индексации заработной платы работников бюджетных отраслей, но, тем не менее, эти вопросы до сих пор находятся в стадии бесконечных согласований.
Профсоюзы рассчитывали получить ответ, как и в какие сроки будут решаться эти проблемы, а не расплывчатые рассуждения. Но на это письмо ответа не последовало.
ФПРК, как сообщила председатель Федерации Людмила Ляшенкова, сегодня ждет от партнеров решения ключевых проблем, от которых зависит эффективность работы РТК.
Во-первых, координатором стороны правительства должен быть представитель из членов правительства РК с широким кругом полномочий.
Во-вторых, взамен ликвидированной Межведомственной комиссии при Экономическом совете РК по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения нужны как воздух координационные советы по охране труда и социальному партнерству на республиканском и муниципальном уровнях. Да дело, собственно, не в названии, направления соцпартнерства необходимо продолжать развивать дальше.
И в-третьих, взамен устаревшего республиканского закона «О социальном партнерстве» необходимо принять новый. Проект этого закона уже год как «бродит» по кабинетам и коридорам Государственного Совета РК. Важнейший документ, призванный дать новый импульс социальному партнерству в Республике Коми, по сути дела, не может выбраться из стен Госсовета.
Владимир ФЕДОРОВ.