На этой неделе исполнился ровно год с момента ареста руководителей исполнительной и законодательной власти Республики Коми.
Сразу после ареста многие обвинения против ВИП-чиновников выглядели несколько преувеличенными, а факты, представленные широкой общественности, и вовсе частью театрального реквизита: после огорошившей страну ручки сахалинского губернатора Хорошавина стоимостью 36 млн рублей публику порадовали часами Гайзера за миллион долларов.
Но золотые часы со временем потускнели и вроде как даже оказались подделкой. Тем не менее масштабы взяток, которые спустя год после начала следствия вменяют бывшим руководителям Коми, выросли до размеров, на фоне которых и легендарный царь Мидас, превращавший в золото все, к чему прикасались его руки, теперь уже выглядит бедняком. Впрочем, все эти суммы еще предстоит доказывать в суде. Как и те схемы, с помощью которых чиновники насобачились конвертировать власть в деньги.
Операция «Наружка»
Константина Ромаданова еще на заре туманной молодости, когда он работал в компании «Комиэнерго», за глаза называли «финансовым гением». Похоже, именно он и стал в правительстве Вячеслава Гайзера своего рода «царем Мидасом».
Бриллиантом в его коллекции была, конечно, энергетика. Но, судя по тому, что всплыло на процессе бывшего лидера местной ячейки ЛДПР Михаила Брагина, Ромаданов не чурался и «бросовыми» активами и даже пытался сколотить в Сыктывкаре рекламный холдинг.
Рекламный бизнес, в отличие от нефтяного и энергетического, — суетный и не слишком денежный. Свой кусок хлеба рекламисты зарабатывают в поте лица, поскольку рекламных компаний и фирм много, а серьезных рекламодателей в столице Коми мало.
Но в море рекламной стихии в Коми всегда были и островки стабильности. В определенное время все рекламные конструкции столицы Коми на месяцы завешивались мужиками, которые почему-то все как один читали газету «Республика» — официальный печатный орган правительства Коми. В другое время эти же самые мужики дружно призывали «Выбирать наше».
Происходило это, как правило, перед выборами. И призыв мужиков с плакатов вроде бы касался только огурчиков и помидорчиков из «Пригородного». Но как только избиркомы начинали регистрировать кандидатов в депутаты, становилось очевидным: читающие правительственную газету или призывающие покупать местное сплошь оказывались «провластными» кандидатами в депутаты. «Наружка» помогала закулисным дирижерам обходить выборные законы и задолго до начала агитационных кампаний приучать избирателя к физиономиям и фамилиям тех, за кого этот избиратель потом должен дружно и весело проголосовать.
Понятно, что эти мощные пиар-кампании серьезно подпитывали рекламный рынок деньгами, в том числе и государственными. И тот, кто контролировал этот денежный поток, рано или поздно должен был задуматься, как развернуть его в собственный карман.
Отнять и поделить
В ходе следствия выяснилось, что Ромаданов и компания пытались создать рекламный холдинг «Коми-медиа», для которого уже был подготовлен и руководитель — бывший министр экономического развития РК Андрей Шеремет.
Для начала предстояло монополизировать рынок наружной рекламы, то есть, попросту говоря, отнять у многочисленных собственников их рекламные конструкции. На совещаниях у Ромаданова был составлен список рекламных конструкций, установленных с «нарушениями». Список тут же передали «своим» общественникам, которые создали некоммерческую организацию «Дорожный надзор». Общественники стали активно выступать по этому поводу в подконтрольных чиновникам СМИ, а также направили список в ГИБДД республики, которая, по замыслу «финансового гения», и должна была заставить демонтировать конструкции конкурентов Брагина под предлогом, что те нарушают безопасность дорожного движения.
Это позволило бы сосредоточить весь рынок наружной рекламы в одних руках. Надо отметить, что к тому времени Ромаданов уже контролировал и ряд полиграфических предприятий. А это открывало возможность кругооборота всех рекламных денег — сам Ромаданов и его окружение могли составлять рекламные бюджеты любых кампаний, в том числе и выборных. Сами бы они их и осваивали — от печатания рекламной продукции до размещения ее на собственных рекламных конструкциях.
Этому плану реализоваться помешала случайность: борьба с рекламными конструкциями, угрожающими безопасности движения, началась в то же время по всей стране. И на одном из заседаний общественного совета МВД по РК было предложено обратить внимание полиции на незаконную наружную рекламу.
Коса на камень
Составить список нарушающих закон конструкций поручили одному из членов общественного совета. Тот добросовестно объехал город и сфотографировал все, что отвлекало водителей от дороги и грозило упасть на головы прохожих. Список члены общественного совета передали министру МВД Виктору Половникову. Полиция приступила к действиям по ликвидации конструкций-нарушителей, имея в руках по сути два списка — «ромадановский» и от членов своего совета. А в этом списке как на грех были в основном те конструкции, которые принадлежали Брагину и должны были составить костяк будущего «Коми-медиа»…
Так сшитое «финансовым гением» лоскутное одеяло расползлось по швам. Возможно, его бы сшили заново. Но дело происходило летом 2015-го, и времени до 19 сентября уже не хватило.
Просто, но изящно
Примером еще одной нереализованной идеи Ромаданова может служить строительство так называемого Дома дружбы — здания, примыкающего к правительственному комплексу главы РК и несущего все элементы стиля правительственного сооружения. Кстати, когда здание начинали строить, ходили слухи о том, что со временем здесь и будет обитать правительство Коми, а также ряд министерств, разбросанных сегодня по городу.
А после 19 сентября стало известно, что значительные площади в этом здании выкуплены на имя родственников известных ВИП-персон в Коми. То есть им, в случае переселения в здание государственных структур, арендную плату стали бы перечислять прямо из бюджета Коми.
Во-первых, это гарантировало стабильный доход на годы вперед без всяких заморочек с поиском арендаторов: ведь сама по себе аренда помещений в столице Коми — тоже весьма рискованный бизнес. Поинтересуйтесь, сколько пустующих квадратных метров сегодня пытаются сдать их владельцы в аренду даже в центре столицы, и вы поймете, на сколько лет вперед обеспечили себя денежной подпиткой владельцы площадей в Доме дружбы….
Во-вторых, выручка от сдачи недвижимости в аренду госструктурам может превышать рыночный уровень арендной платы. Доказательство тому — дело Сергея Кардорского, обвиненного в хищении из бюджета Коми почти миллиарда рублей.
Остались одни долги
Шуму при аресте господина Кардорского в марте текущего года было много. Однако на данный момент следствие буксует, поскольку вроде как пострадавших нет, а обвиненный директор ООО «Сыктывкарская компания по управлению имуществом» (СКУИ) Сергей Кардорский ничего не украл, а лишь выполнял возложенные на него обязанности по получению прибыли для акционеров.
Созданный правительством «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» (руководили которым, по сути, те же люди во главе с Ромадановым) в октябре 2010 года заключил с ООО «СКУИ» договор аренды объектов недвижимого имущества стоимостью 783 млн рублей и общей площадью свыше 30 тысяч квадратных метров по цене 208 рублей за метр. В переданных помещениях размещались и продолжают размещаться в основном государственные органы и учреждения, финансируемые из регионального бюджета.
В дальнейшем СКУИ передала полученное имущество в субаренду республиканским Агентству по управлению имуществом, Министерству культуры, туризма и архивного дела, Министерству природных ресурсов, Министерству экономики и другим исполнительным органам власти региона. При этом цена аренды возросла до 824 рублей за квадратный метр. Помимо этого пользователи оплачивали коммунальные и эксплуатационные услуги. А платил за это бюджет. И эта схема работала пять лет! Работала даже тогда, когда ее создатели уже были в тюрьме!
В результате за 2011-2015 годы ООО «СКУИ» получило от сдачи госимущества в субаренду 978 млн рублей, в том числе от «бюджетного сегмента» — 472 млн рублей. Но при этом Фонду, а в его лице бюджету Республики Коми, дивиденды перечислялись всего один раз — на сумму 10 млн рублей. Остальные деньги распределяли акционеры. Куда они ушли — сплошной туман. Сам Кардорский этими деньгами распоряжаться не имел права.
Кстати сказать, сейчас ООО «СКУИ» ликвидировано, все государственные учреждения, которые находятся на арендованных площадях, превратились в должников. Ситуация, как говорится, аховая. Но это уже другая история, выход из которой предстоит искать новому правительству.
Владимир ОВЧИННИКОВ,
Анатолий ПОЛЬКИН.