С 11 по 23 августа в Усинском районе работал «Нефтяной патруль», организованный Гринпис России и Комитетом спасения Печоры.
Экологи нашли 200 загрязненных нефтью мест.
Подтолкнуть правительство
За две недели международная команда волонтеров (45 человек из 12 стран мира) зафиксировала более 200 мест загрязнения почвы и водоемов нефтью и пластовыми водами, в том числе 20 совсем свежих разливов. В большинстве случаев причиной загрязнения стала разгерметизация трубопроводов, то есть, проще говоря, нефть сочилась из старых, отслуживших свое труб.
Но было отмечено также влияние человеческого фактора — неубранные хранилища нефтешлама, сброс шлама в овраги, свалки промышленных отходов. Официальное обращение с подробным описанием каждого из обнаруженных нарушений, их географическими координатами уже передано участниками акции в Росприроднадзор.
— Цель нашей акции была не в том, чтобы убрать разливы, которые мы найдем. Главная задача — подтолкнуть российское правительство и нефтяные компании к принятию необходимых изменений в законодательстве, — так обозначил миссию Гринпис в Усинске один из руководителей «Нефтяного патруля» Владимир Чупров.
Острые углы «круглого стола»
Кульминацией акции стал «круглый стол» с участием представителей нефтяных компаний, Росприроднадзора и регионального Министерства природы и окружающей среды, который состоялся в Усинске 19 августа. На нем были представлены 17 рекомендаций, которые, как рассчитывают экологи, должны лечь в основу будущей законодательной инициативы от Госсовета Коми.
Речь идет, к примеру, об обязательном экологическом страховании, которое было отменено в России с 2010 года. Об обеспечении доступа к информации о состоянии промысловых нефтепроводов органам государственного природоохранного надзора. О проведении обязательных комплексных учений до начала добычи и транспортировки нефти с новых месторождений. А также об укреплении межведомственного взаимодействия, утилизации попутных пластовых вод, сроках рекультивации и повышении компенсационных выплат за нанесенный ущерб.
— Мы поддерживаем более строгое наказание за сокрытие аварий на нефтепроводах, вплоть до уголовной ответственности, — заявил участникам «стола» замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Роман Полшведкин. — Необходимо обязать компании сообщать о любом попадании нефтепродуктов в окружающую среду и усилить штрафные санкции за невыполнение предписаний по устранению нарушений.
Р. Полшведкин также сообщил, что силами ведущих недропользователей создается резервный фонд сил и средств, который может быть задействован при возможных крупных авариях. Находиться он будет в Усинске.
По мнению заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по РК Исламудина Астарханова, пришла пора на законодательном уровне запретить продлевать срок эксплуатации устаревших трубопроводов, поскольку сегодня эти отработавшие свое трубы — главная причина аварий.
Разговор начистоту
Представители нефтяных компаний, выступившие на «круглом столе», были достаточно сдержанны. Все они делали акцент на своих (многомиллионных) программах по природоохранной деятельности и модернизации производства. Пытались доказать, что нет надобности менять что-то и в законодательстве. «Существующей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере охраны природы и недропользования, вполне достаточно», — заявил, к примеру, начальник отдела охраны окружающей среды ООО «РН — Северная нефть» Виктор Лукашев.
Кстати, представители этого предприятия чувствовали себя за «круглым столом» с экологами наиболее уверенно. Именно «РН – «Северная нефть» на протяжении пяти последних лет не допустила на территории Коми ни одного разлива нефти. Другим «нефтяникам» от острых вопросов иностранных волонтеров и журналистов было менее комфортно…
— И все-таки как бороться с нефтяными разливами? — задала «Трибуна» вопрос Роману Полшведкину.
— Бороться надо не столько с разливами, а с теми, кто их допускает. И в случае, если разлив произошел, виновника нужно наказывать так, чтобы потом ни у кого не было желания повторить подобное.
Лиля ВОВК.