Во время ливня 12 августа, который превратил Сыктывкар в Венецию, в доме № 96 по ул. Пушкина в Сыктывкаре в очередной раз протекала дырявая кровля. И протекала она прямо над квартирой, в которой живет 79-летний инвалид 1 группы Николай Гонев.
В его прихожей в лужах плавали тапочки и ботинки, о чем и сегодня говорит ржавое пятно на потолке.
— Я живу тут с 1990 года, — рассказывает Николай Иванович. — И сразу после заселения у меня случилась протечка на кухне. Теперь, как только сильный ливень, так и течет…
Пенсионер жаловался в управляющую организацию, ему в качестве компенсации даже белили пострадавшие потолки. Но что побелка? Кровлю надо ремонтировать. В прошлом году он вновь подавал заявку — ничего не сделали, только причины, говорит, называли.
Когда в августе квартиру опять затопило, пенсионер снова стал жаловаться. Понять его гнев можно — Николай Иванович болен, с трудом передвигается по квартире, из дому давно не выходит.
Пришли ремонтники и стали что-то чинить на чердаке.
Старик, хоть и с больными ногами, но тоже поднялся на чердак.
— Они изнутри, с чердака пытались дырку какими-то щепками залатать, чтоб неба было не видно, ну я и возмутился. Надо наверху, на крыше кусок шифера менять, а не такую халтуру делать, — рассказывает он.
Словом, возник конфликт…
Рука не поднимается
Гонев из поколения «детей войны». Рано начал работать, много лет трудился в лесу трактористом, трелевщиком. Отсюда и болезни. Каждому человеку хочется жить достойно. Но как бороться, если ты стар и немощен? Пытаясь отстоять свои права, жалуется старик часто.
Но сегодня и здоровым свои права отстоять тяжко. Замучаешься пыль глотать, бегая по конторам! А он больной и одинокий. Ему даже заявление написать трудно — руки почти не действуют. Двухэтажный деревянный дом, в котором живет пенсионер, говорят, был построен еще до войны. Вероятно, в нем когда-то был капремонт — есть центральное отопление, вода, газ. Но сегодня дом состарился и обветшал.
По хозяйству Гоневу помогает племянница Анна. Приходит и соцработник, приносит лекарства и продукты. Про своего соцработника Николай Иванович плохого слова не сказал, вот только времени, говорит, у нее мало. Принесет продукты, лекарства, отдаст — и бегом к другим подопечным. Они и вовсе немощные, лежачие…
Когда нынешним летом его опять залило, Гонев позвонил в редакцию.
Фактическая бумажка!
В «Трибуну» часто обращаются пожилые люди. Некоторые пишут, но большинство звонит по телефону. Многие просят корреспондента «немедленно приехать и разобраться с коммунальщиками, с тем, почему батареи в квартире холодные» (не чистят снег, не вывозят мусор, нет горячей воды и т.д).
На вопрос о том, обращался ли пенсионер непосредственно в управляющую компанию, иные отвечают, что нет, это, мол, бесполезно, а некоторые и вовсе не знают, какая у него «компания».
Другие рассказывают, что уже звонили коммунальщикам, но реакции не дождались. Старикам трудно разобраться с квитанциями, платежами, ОДН, счетчиками на газ и воду. Непорядочные люди пользуются этим и легко обманывают пожилых.
Мы не раз писали и объясняли: слово к делу не пришьешь. В бюрократической системе, где «без бумажки ты букашка», следует писать: только так тебя «услышат». Ведь каждое письмо — это, по сути, заявление, которое «Трибуна» может отправить «для принятия мер» и на которое любой чиновник обязан реагировать.
К сожалению, всем помочь невозможно, далеко не всегда у журналиста есть возможность приехать по каждому сигналу.
Но становится тревожно, когда старик объясняет, что он болен, парализован и одинок. Даже писать ему, как и Гоневу, трудно. Не у каждого ведь есть заботливые родственники.
Не волшебник, но может помочь
В этой ситуации немощному человеку помощь могут оказать не только близкие, но и социальные работники. Нет, конечно, кровлю они не починят и горячую воду не подадут, а вот написать заявку в РЭУ на ремонт — помогут.
— У нас в учреждении на социальном обслуживании на дому находится более 730 граждан, — говорит Елена Поцебайленко, заместитель заведующего ТЦСОН ГБУ РК «ЦСЗН города Сыктывкара». — Помощь нужна порой в самых неожиданных ситуациях. У кого-то вышел из строя тонометр, разбилось окно, сломался дверной замок или течет кран на кухне. У старушки частный дом занесло снегом — вот-вот крышу раздавит. Социальный работник поможет не только написать заявку в ЖЭК, но и по рекомендации мастера купит подходящий замок.
Если социальный работник самостоятельно не может разрешить возникшую проблему, то он обращается к заведующему отделением. Заведующий готовит в соответствующую организацию письменное обращение с просьбой оказания помощи конкретному гражданину.
Однако не стоит думать, что это волшебники, которые мигом выполнят все желания.
Латать – не за что хватать
Редакция обратилась в РЭК-2, который обслуживает дом по Пушкина, 96.
— Будет ли ремонт кровли в старом доме, где живет пенсионер Гонев? — спросил корреспондент.
— Мы в курсе проблем Николая Ивановича, — ответил мастер РЭК Георгий Нехорошков. — И уже пытались что-то сделать, шифер подтянули. Но тут нужна «вышка» (подъемник). Стоит она недешево, и мы решаем, где ее взять. Постараемся сделать ремонт в течение недели. У нас ведь тоже немало проблем. Бывает, нет нужного материала. Да и старых домов в Сыктывкаре полно. Они еще в тридцатые годы были построены. Там латать — не за что хватать. Этим домам уже никакой ремонт не поможет, только снос. А жильцы ждут, что вот придет мастер и все будет как новенькое.
Людмила КУДРЯШОВА.