На этой неделе в редакцию позвонила читательница из прилузского села Объячево Лидия Худяева. Она попросила журналистов выяснить, как сегодня живет умная и самостоятельная лошадка Сентя, о которой «Трибуна» рассказала в декабре 2013 года.
Тогда, накануне наступавшего года Лошади, мы поведали историю кобылы печорской породы, оставленной хозяином на своей заимке на берегу
озера.
Аристарх договорился
Четвероногая отшельница вот уже несколько лет живет одна за Полярным кругом, в десяти километрах от усть-цилемского села Новый Бор. На заброшенной лесной заимке она чувствует себя полноправной хозяйкой. Несколько лет назад с ней познакомились туристы-экстремалы, забравшиеся в поисках приключений за Полярный круг. Рассказы о ней появились во всемирной паутине. А сыктывкарский предприниматель и путешественник Владимир Отев даже снял о четвероногой отшельнице небольшой видеосюжет.
Сентя научилась самостоятельно в любое время года находить для себя корм. Зимой ей приходится копытить глубокий снег, чтобы добраться до сухой травы. Без провожатых лошадь ходит на водопой, а вечером возвращается в конюшню, вход в которую занавешен старой попоной.
«Трибуна» нашла и прежнего хозяина Сенти — это бывший устьцилем Аристарх Чупров. Сейчас он живет в Нарьян-Маре. Аристарх сообщил нам, что договорился с новоборскими родственниками, они изредка навещают лошадь, убирают в конюшне навоз и присматривают за животным.
У Сенти все хорошо
История эта вызвала много откликов. Люди, звонившие и писавшие в «Трибуну», в основном восхищались силой и мужеством печорской лошадки, приспособившейся к отшельничеству.
А один звонок вселил надежду, что судьба Сенти переменится к лучшему. В редакцию обратился житель Ижемского района Михаил Хозяинов и попросил дать ему контакты Аристарха Чупрова. Ижемец загорелся идеей вывезти отшельницу в свое село, где для лошадки нашлись бы и теплый загон, и заботливые руки, и работа. Но что-то, видимо, не срослось. Наш читатель после того звонка перестал выходить на связь.
А на этой неделе, после обращения Лидии Худяевой, удалось с помощью жителя Нового Бора Александра Михеева найти в Сыктывкаре рыбаков, которые этой осенью ездили рыбачить на то озеро, где стоит изба Аристарха.
— У Сенти все хорошо, — рассказал «Трибуне» рыбак Виталий, попросивший не называть его фамилию. — Судя по виду, лошадь сейчас находится в самом расцвете сил: шерсть лоснится, сама она упитанная. И, кстати, очень воспитанная при этом. Угощали мы ее морковкой, хлебом. Конечно, лошадка одичала и в общении с незнакомыми людьми осторожничает. Хотя вряд ли в такой глуши ее кто-то из людей может обидеть. И все-таки, при всей ее самостоятельности, Сентю жалко. Ведь лошадь должна жить с людьми. Неужели не найдется кто-то, кто возьмет ее к себе?
Шалун ты, Мишка…
Как оказалось, Виталий сам с детства привязан к лошадям. Мужчина вырос в сыктывкарском Лесозаводе и с четырнадцати лет работал на ЛДК, в подсобном хозяйстве. Когда-то деревообработчики тоже держали животных, заготавливали сено и нанимали лесозаводских ребят на сенокос. Виталий на лошадях возил копны сена.
— До сих пор помню лесозаводского Симку, большого рыжего коня, — с грустью вспоминает он. — А теперь я езжу только на конях железных, я ведь транспортник.
Сыктывкарский рыбак рассказал нам еще одну любопытную деталь. В окрестностях аристарховой заимки, судя по всему недавно, поселился медведь. Мужики, приехавшие на рыбалку, поняли это, увидев, что несколько сетей у них кто-то вытащил из воды и выел из ячеек всю рыбу. Следы показали, что сделал это хозяин тайги.
Удивительно, что людей местный мишка обижает, шалит с их уловом, а вот смирную лошадку, которая живет с ним бок о бок, не трогает.
Екатерина МАКАРОВА.